Тема : личность
На 8 неделе наших занятий по дисциплине - «Психология личности» мы снова узнали много новой и полезной информации. Мы по прежнему рассматриваем понятие «личность» со всех ее возможных сторон.
На этой неделе на лекции по психологии личности мы закрепляли пройденный материал с помощью уже имеющихся у нас знаний, нам было представлено 19 вопросов по пройденному материалу на которые нужно было дать ответы. Так как мы довольно подробно рассматриваем весь материал, то ответить на вопросы было вполне легко.
На практическом же занятии мы рассматривали темы - Потенциализм + Гуманистическая психология + Гештальт-терапия.В данной теме рассматривались такие вопросы как :
1. «Человеческая природа» Курта Гольдштейна: самоактуализация.
2. «Дальние горизонты человеческой природы» Абрахама Маслоу: движение за развитие человеческого потенциала + Теория личности Маслоу (Структура потребностей А. Маслоу. Понятие личностного потенциала. Основные допущения о природе человека. Характеристики самоактуализирующейся личности. Пиковые переживания).
3. Теория «Я-концепции» и «полноценно функционирующая личность» Карла Роджерса + Теория личности и межличностных отношений К. Роджерса, ее противоречия (Источники, условия, закономерности становления личности. Понятие «конгруэнтности». Полноценно функционирующая личность. Основные положения клиент-центрированной терапии).
4. Кризис потенциализма.
5. Общая характеристика гуманистической психологии и ее влияния на психологию личности
6. Гештальт-терапия Фредерика Перлза
И я бы хотела отметить, что информация данного семинара была очень подробно и интересно представлена группой ребят, и также, я хотела бы выделить наиболее интересные вопросы лично для меня и предоставить информацию о них.
Такими вопросами являются :
1. «Человеческая природа» Курта Гольдштейна: самоактуализация.
Поскольку важнейший вклад Маслоу в психологию составляет концепция самоактуализации, полезно будет посмотреть, как развивал это понятие его создатель, Курт Гольдштейн. Его представления существенно отличаются от поздних формулировок Маслоу. Будучи нейрофизиологом, который занимался в основном
пациентами с поврежденным мозгом, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума. Гольдштейн писал, что "организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможной степени свои индивидуальные способности, свою природу в мире".
Гольдштейн утверждает, что ослабление напряжения является сильным побуждением только у больных организмов. Для здорового организма первичной целью является "формирование определенного уровня напряжения, такого, который сделает возможной дальнейшую упорядоченную деятельность". Такое влечение, как голод, – это особый случай самоактуализации, в котором напряжение-разрешение ищется для того, чтобы возвратить организм к оптимальному состоянию для дальнейшего выражения его способностей. Однако лишь в ненормальных ситуациях это влечение становится слишком настоятельным. Гольдштейн утверждает, что нормальный организм может временно отложить еду, секс, сон и т.д., если другие мотивы, такие как любопытство или желание игры, вызывают это.
По Гольдштейну, успешное обращение со средой часто включает определенную долю неуверенности и шока. Здоровый самоактуализирующийся организм часто вызывает такой шок, входя в новые ситуации ради использования своих возможностей. Для Гольдштейна (как и для Маслоу) самоактуализация не означает конца проблем и трудностей, напротив, рост часто может принести определенную долю боли и страдания. Гольдштейн писал, что способности организма определяют его потребности. Наличие пищеварительной системы делает еду необходимостью; наличие мышц требует движения. Птица нуждается в том, чтобы летать, а художник нуждается в том, чтобы творить, даже если акт творчества требует болезненной борьбы и значительных усилий.
5. Общая характеристика гуманистической психологии и ее влияния на психологию личности.
Гуманистическая психология – направление в психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в том числе развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживания мира, психическое здоровье, «глубинное межличностное общение» и т. д.
Гуманистическая психология сформировалась как психологическое течение в начале 1960-х гг., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми влечениями и комплексами. Представители гуманистического направления стремятся построить совершенно новую, принципиально иную методологию познания человека как уникального объекта исследования.
Основные методологические принципы и положения гуманистического направления сводятся к следующему:
– человек целостен и должен изучаться в его целостности;
– каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
– человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире – главная психологическая реальность;
– человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
– человек обладает потенциалом к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
– человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
– человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Основными представителями данного направления являются А. Маслоу, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, Ф. Бэррон и др.
A. Маслоу известен как один из основателей гуманистического направления в психологии. Наибольшую известность ему принесла его иерархическая модель мотивации. Согласно данной концепции у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей:
– физиологические (органические) потребности, такие как голод, жажда, половое влечение и т. д.;
– потребности в безопасности – потребность чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности;
– потребности в принадлежности и любви – потребность принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими;
– потребности уважения (почитания) – потребность в достижении успеха, одобрение, признание, авторитет;
– познавательные потребности – потребность знать, уметь, понимать, исследовать;
– эстетические потребности – потребность в гармонии, симметрии, порядке, красоте;
– потребности самоактуализации – потребность в реализации своих целей, способностей, развитие собственной личности.
B. Франкл считал, что основная движущая сила развития личности – это стремление к смыслу, отсутствие которого порождает «экзистенциальный вакуум» и может привести к самым печальным последствиям, вплоть до самоубийства.
Лабораторная работа на этой неделе заключалась в изучении Рисованного апперцептивного теста (РАТ), который направлен на выявление глубинных,не всегда поддающихся контролю сознания переживаний, а так же на определение сторон внутренних конфликтов и конкретных сфер нарушенных межличностных отношений. На основе полученных данных, мы так же должны предоставить интерпретацию по выполненному тесту.
В целом, можно отметить, что на этой неделе мы получили много новой информации, возобновили свои уже имеющиеся знания, проанализировали и подвели общий итог по всей проделанной работе за эту неделю.