Найти тему
Паисий Пчельник

«Комната» и «Горе-творец». Почему нужно делать то, что нравится

Я с удивлением узнал, что вышедший в 2018 году фильм «Горе-творец» в России не имеет той бешеной популярности и народной любви, что и на Западе. И потому хотелось поделиться с вами его крутизной, а главное – крутой предысторией.

Вообще фильмы об истории успеха – это почти всегда клишированное клише, сидящее на клише и клише погоняющее. Типичный пример – абсолютное большинство спортивных драм, строящихся по принципам «Интернационала»: «Кто был никем, тот станет всем». И отчасти «Горе-творец» как раз об этом. Но не все так просто.

Итак, в 2003 году в США выходит независимый фильм режиссера-новичка Томми Вайсо «Комната». Бюджет картины составил 6 миллионов долларов, а сборы – 1800. Не тысяч. Просто 1800 долларов.

Сумрачный гений Томми Вайсо
Сумрачный гений Томми Вайсо

Несмотря на оглушительный провал «Комнаты», успех к ней все же пришел, пусть значительно позже и совсем не так, как задумывалось. Многие называют эту картину худшим кино всех времен и народов. Оно было снято и сыграно просто феерически плохо. Режиссер, сценарист и исполнитель главной роли Томми Вайсо постоянно путал реплики, не мог изобразить нормальные эмоции, сюжет хромал на обе ноги, а по воспоминаниям другого актера, огромные средства уходили на совершенно необязательные вещи. Отсюда и бюджет в 6 миллионов долларов, хотя картина выглядит так, как будто ее сняли за 6 миллионов рублей. Белорусских. До деноминации.

Скажу от себя: хоть этот фильм и плох, я все же не считаю его худшей картиной всех времен и народов. Ну да, он тупой, некачественный, но по крайней мере, имеет хоть какой-то смысл и логику, пусть и хромающую на обе ноги.

Новая волна популярности к «Комнате» пришла благодаря главному кинообзорщику всея ютуба Ностальгирующему критику. Собственно, я узнал о фильме как раз благодаря этому обзору.

Автор «Комнаты» Томми Вайсо оказался очень странным человеком неопределенного возраста, национальности, с неопределенными средствами заработка (откуда у него взялись 6 миллионов, никто так и не узнал). Но несмотря на это, исполнитель одной из главных ролей Грег Систеро подружился с режиссером, и они поддерживают отношения до сих пор. А в 2013 году Грег опубликовал мемуары с историей создания «Комнаты», назвав ее «Горе-творец».

И вот, в 2017 году, Джеймс Франко снимает одноименный фильм, в котором он сам и сыграл главную роль.

Киношные Грег Сестеро и Томми Вайсо
Киношные Грег Сестеро и Томми Вайсо

И что тут можно сказать? Этот фильм просто замечательный. Вроде бы типичная история успеха о мечтателе, который хотел снимать кино и добился своего. Однако клишированность постепенно стирается, когда дело доходит до самих съемок фильма. Оказывается, что сумрачный гений Томми – это в большей степени «сумрачный», чем «гений». И чем дальше идет действие, тем сильнее стирается клишированность «истории успеха». А заканчивается все кульминацией – оглушительным провалом «Комнаты».

Джеймс Франко тут просто великолепен. Он умудрился гениально вжиться в роль: идеально воплотил Томми Вайсо, показав всю странность этого персонажа. И при этом ему было важно не только сыграть хорошо Томми Вайсо-человека, но и одновременно сыграть плохо Томми Вайсо-актера. Некоторые сцены были сняты просто кадр в кадр, реплика в реплику с оригинальной комнатой. Сам Грег Сестеро выступал консультантом фильма, так что достоверность событий воссоздана в достаточной степени для художественного фильма (а воспитанным на творчестве одного блогера напоминаю: художественное кино не обязано быть документальным пересказом хроники событий).

Главное различие - герой слишком красивый:)
Главное различие - герой слишком красивый:)

И кстати, за эту роль Франко получил «Золотой глобус», а сам фильм номинировался на эту награду. Правда, с «Оскаром» прокатили, но там была другая дурацкая история, не связанная с фильмом.

Особенно приятно, что сами Сестеро и Томми Вайсо сыграли в «Горе-творце» небольшие роли.

Ну и в завершении хотелось бы пару слов сказать по поводу дальнейшей судьбы Вайсо и Сестеро. Они остались друзьями, и у них вроде бы все хорошо. В 2018 году по сценарию Сестеро вышел фильм Best F(r)iends, где Вайсо сыграл главную роль (судя по оценкам, фильм так себе). А в этом году свет должен увидеть второй фильм самого Томми Вайсо – хоррор «Большая акула». Что из этого выйдет, мы еще не знаем (но можем догадываться).

А еще в 2018-м Томми Вайсо предстал в образе Джокера. Кому как, конечно, но по-моему, это просто идеальное попадание в роль. Клоун преступного мира Готэма, на мой взгляд, и должен выглядеть таким странным и неуютным. И если Хит Леджер для вживания в роль запирался в номере и часами репетировал, то Томми Вайсо, такое впечатление, просто играет самого себя.

Если вкратце: очень советую вам посмотреть этот фильм. Он, мне кажется, воплощает очень важную мысль: даже если у тебя что-то получается плохо, необязательно от этого отказываться, если это приносит удовольствие. И неважно, на что ты тратишь собственные деньги: на саморазвитие, видеоигры или плохие фильмы. Это твое личное дело.

«Горе-творец» - прекрасный, добрый, ироничный фильм. Но перед его просмотром все же стоит глянуть хотя бы обзор Ностальгирующего критика. Весь фильм смотреть необязательно:)

P.S. Пишите в комментариях: смотрели ли вы "Горе-творец" Понравилось ли вам? И какой любимый момент? Мой - "oh hi Mark" :)