Статья будет дополнятся по мере прочтения новых книг.
Все книги здесь я рассматриваю исключительно с точки зрения практической пользы начинающему писателю и оно само собой субъективно(!) Просто смотрю научился ли я действительно чему-либо из книги или в пустую потратил время на чтение.
ПРОЛОГ
В свое время работал над несколькими, пусть и любительскими, но кино-сценариями. Над вполне нелюбительскими и коммерческими рекламными роликами. И даже как режиссер и сценарист над полноценным имиджевым документальным фильмом за хороший гонорар Да, у документалок тоже есть сценарий!
К чему я это? К тому, что кое-что понимаю, по крайней мере имею представление о том, как строится сюжет, о терминологии и прочем. Но хотелось бы углубится в это дело более профессионально, почему и стал искать подобную литературу.
Очень много знаний я получил без институтов и курсов. От программирования до написания инструментальной музыки, от киносценария, до полиграфического дизайна. Могу с полной уверенностью сказать: самое главное в освоении новой профессии - правильный современный учебный материал.
Что же нам предлагается на литературном поприще:
"Дзен в искусстве написания книг". Рэй Брэдбери.
Да, кощунство и невежество критиковать такого гения как Брэдбери. Но название книги - чистейший кликбейт, как принято говорить в современном мире. Он и сам где-то на страницах признался, что такое эпатажное название придумал лишь для пробуждения у публики внимания. Практических знаний очень мало. Скорее сомнительные околомотивационные советы и растекания мыслью по клавиатуре в воспоминаниях о том, как Рэй писал свои романы...
А он ли вообще написал эту книгу?
"Как стать писателем… в наше время". Ю. Никитин
Несмотря на дальнейшее описание, книгу я все же рекомендую.
Название стоило бы переделать на "как БЫТЬ писателем в наше время". Да, маэстро Никитин дает некоторые полезные советы по редактуре и выправляет мышление в нужную сторону. За что ему большое спасибо! Но на этом, увы, всё.
Если вы решили изучить ремесло писателя - то эта книга, на мой взгляд, может идти лишь как приятное дополнение. Будем откровенны: ценный экстракт этой книги уместился бы на 50 страниц или около того. Не
понимаю, что двигало автором с таким титаническим опытом вместо практических советов по 5 раз переливать из пустого в порожнее собственные негодования о реалиях СССР, критиках, жуликах и ворах с лит. премиями и мифе о неграх пишущих за авторов. Из подобных жалоб состоит почти вся книга.
К счастью, проблемы прошлого далеки от "нашего времени", в котором нас и учит мастер как стать писателем. Юрий Александрович уделяет сотни страниц критике всех и вся, в то же время не раскрывая азов: как создать яркого персонажа, как писать интересный сюжет и как искать новые незаезженные темы. Вместо этого то и дело напоминает нам, мол "вот эти самые основы надо уметь обязательно". Так и хочется сказать, - "Учитэл! Но мы же это не проходили еще! Может научите?!"
И вот в третий раз читая подобные строки, думаешь -"ну сейчас-то он наконец объяснит подробнее как же все-таки создавать этих чертовых ярких персонажей и гребаный закрученный сюжет" - ан-нет! Лучше еще раз обмусолим как какой-то дядька в лохматом году на заре интернета плохо сказал о Никитине, хотя дядька этот неисправимый бездарь, от которого даже печатная машинка убежала бы сверкая мокасинами.. если б могла. И всё в таком духе...
500 листов, которые смело можно было бы сократить до эдак 150. Все же, господин Никитин, к чему эти постоянные повторы мысли? Вы же не для дебилов пишите (дебилы учиться не любят и книгу вашу эту не купят и даже не скачают с торрентов), а Недебилы и с первого раза понимают, что вы сказали. А если не понимают, то сами прочитают еще раз...Правда, вот лучше бы вместо 20-го по счету однотипного по смыслу абзаца на просторах книги о мифических неграх, рассказали бы о принципах сюжета и создании ярких персонажей... От Вас такая информация была бы очень ценной. Но...Спасибо хотя бы за то, что есть.
Этот отзыв с оценкой 4/5 на литрес почему-то отклонили, мол я его скопировал... Очень смешно! Отправил на модерацию еще раз с просьбой ответить какой же отзыв я скопировал. Отклонили уже с другой причиной: опечатки и оскорбления. Ну и ладно, значит буду тут писать свои отзывы.
"Литературный марафон" К. Бейти
Автор - основатель литературного то ли кружка, то ли соревнования "NaNoWriMo". На этом "Нанораймо" собираются все желающие и за 30 дней пишут книгу. Сам автор однажды взял и решил за 30 дней написать роман. Собственно суть кружка - повторить действия его создателя. Без обучения. Без рекомендованной литературы - садись и пиши...
Конечно, бумага всё стерпит, как давным-давно говорила моя учительница по русскому языку. Полагаю, если заставить автора построить дом за 30 дней, стало бы более наглядно к чему это приведет. Да, один из многих вполне хорошо справится (может он уже 20ый дом строит на самом деле)... А остальных... остальных раздавит обрушившимся потолком на 31-й день литературной стройки.
Правдивое название для книги было бы "Как написать хреновый черновик за 30 дней, зато гордо звать себя писателем".
"Нет сюжета - это не проблема", - говорит автор книги.... Да? Серьезно?! Меня аж дернуло на этих строках. Даже в черновике должен быть основной сюжет. Черновой, но сюжет! Это и есть костяк вашей книги. Это то, почему читатель перелистывает страницу. Далее на страницах он все же советует начать как-то крутить сюжет, но опять же без каких-либо нормальных рекомендаций. Одно только "ну убейте кого-нибудь, влюбите, отнимите то, что он больше всего желает".
Здесь вы не увидите таких терминов как экспозиция, твист, хук и т.д. и тем более не узнаете о том, что это. Не уверен, что и сам автор книги знает об их существовании...
Книга сосредоточит вас непосредственно на идее дилетантского написания длиннющего словесного поноса потока, откровенно наплевав на качество содержания. Бейти в целом побуждает писать на вдохновении, что на мой взгляд - совет весьма дурственный. Никитин в книге выше подробно рассказывает о таком сомнительном методе и об авторах, что создают завесу тайны, прикрываясь музами, вдохновением и прочей мистической мишурой... Вдохновение - это идти туда, не знаю куда и в лучшем случае вы получите посредственный, зауныльный сюжет, который еще и редактировать придется годами, чтобы читателя не стошнило с первых же страниц...
Кроме того я просто представляю себя монтируя видео или делая дизайн в ожидании вдохновения... ага... я бы с голоду умер, а клиенты бы меня послали увидев результаты труда на голом вдохновении. Так что вдохновение - это когда понятия не имеешь как делать профессионально. Вдохновение - это "авось", надежда на теорию вероятности. Вдохновение имеет место быть, но только после того как вы узнаете как правильно делать.
Вы бы полетели на самолете, который я вам построю на вдохновении? Или все же выберете построенный пусть и по чертежам, с трехэтажными матами, но инженером-проектировщиком?
Суть книги - хождение вокруг да около и сплошная мотивация: Вы главное пишите, а что именно - да наплевать!
Не рекомендую. Вредные советы, отсутствие азов повествования и междустрочная реклама проекта автора книги.
"Как написать гениальный роман." Джеймс Фрэй
Существует в двух частях, около 200 стр в каждой. Однозначно MUST HAVE. Прочел сегодня первую часть. Чистая практика с первой страницы.