Найти тему
Андрей Меркунов

О рязанской самобытности и поместной идентичности

В рамках отработки разного рода локальных туристических продуктов, регулярно возникает вопрос «Нужно, что-то своё, непохожее на других, самобытное, аутентичное, в общем, исконно рязанское» И тут, постоянно возникает одна и та же ситуация. Либо, то, что предлагают люди уже давно застолблено в соседних областях по принципу «Кто первый встал того и тапки», либо, найти некую самобытную общность просто не получается, как с той же «бабой рогатой». Потому что, краеведческие музеи по всей Рязанской области хранят множество старинных женских свадебных костюмов и «рогатый» головной убор попадается очень редко. И, вот, на прошлой неделе, в ходе прочтения летописных материалов я обнаружил одну интересную информацию.

Как пишут иностранные путешественники 16-го века Олеарий, Гваньини и Петрей «В 1568 году свирепые Татары опустошили вконец область Рязанскую; но как сия страна плодородием своим превосходила все прочие области, и прежде доставляла Государям доход весьма значительный, то Великий Князь (Иван Грозный) по удалении татар, переселил в оную из других областей множества народу» И действительно, поход Дивлет Гирея с 60-и тысячным войском на Рязань состоялся в 1564 году, не сумев взять штурмом Переславль, татары опустошили область и угнали людей от мала до велика в рабство. Земля опустела и по приказу царя область рязанскую заселили людьми из множества других областей московского царства.

В итоге получилось настоящее вавилонское столпотворение народностей, этносов и культур. И тут необходимо уяснить, что ещё лет 200 назад, разница в языковых диалектах была такой, что тульский крестьянин мог с трудом понимать вологодского. Чего уж говорить о культурных традициях, праздничных обрядах, понятиях и просто житейских законах. Что получилось в итоге? Если кто-то думает что со времён Ивана Грозного и до начала 20-го века эта мультикультурная разнородность могла образовать некое единство, то уверяю вы ошибаетесь.

Как пишет Дмитрий Тихомиров в «Записки об археологических исследованиях в Рязанской губернии» Москва 1844 год тип. Селивановского.
«Известные племена Мещеряки и Ягуты, их нравы и обычаи обильный материал для Историка. Вот ещё новая причина думать о разноплемённом населении Рязанского княжества; сколько мы могли заметить в Спасском уезде в селениях: старой Рязани, Вышгород, Ижевском, Городном, Константинов и других жители отличаются нравами и обычаями даже их самая одежда слишком разнообразна: шушпаны, кички, поневы и сороки у женщин; зипуны, кафтаны, шапки и малахаи у мужчин, одни от других разичествуют и напоминают быт древних Русских, Татар, Мордвы, Литвы и других народов».

-2

Вот в этом многонациональном различии культур, традиций и нравов и есть уникальность рязанского края. У нас в одном селе могли жить и мирно существовать татары, староверы, мордва, владимирцы, туляки, пермяки - солёные уши, раскольники безпоповцы, малороссы и после очередного польского мятежа всё это разнообразие дополнялось польской интеллигенцией. Поэтому абсолютно традиционным для рязанских деревень и сёл могли быть различные вкусности и кушанья. Тюркская дымляма, и смоленские творожники, мордовские шанежки и поволжская уха, скоромная кухня староверов и желанный разносол малороссов, панские наливки и владимирская медовуха. До 20-го века рязанская губерния была своеобразной миниатюрой всей Российской империи. Вот где наша уникальность, неповторимость и задел для развития туристического потенциала.

-3

В качестве иллюстрации фотография начала 20-го века. крестьяне Титаковы села Выжелес Спасского уезда, в традиционных для этого села праздничных нарядах.