Андрей Синьковский, владелец самокатного сервиса Molnia, лишился пяти своих самокатов в Адмиралтейском районе. Представители районной администрации разрезали замки, которыми самокаты крепились к ограде, и увезли их в здание администрации. Вернуть обещали через 30 дней с указанием в акте - что это мусор.
У предпринимателя Андрея Синьковского - стартап, прокат электросамокатов. Проект стартовал 6 апреля 2020 года. В распоряжении ИП Синьковский (бренд Molnia) 500 самокатов в Петроградском, Адмиралтейском, и других районах, на Крестовском острове. Самокаты сдаются в аренду без станций - они оставляются в разных местах по городу, крепятся к городским конструкциям там, где никому не мешают, уверен предприниматель.
Пользуются самокатами курьеры служб доставки, а также волонтеры, которые доставляют продукты и лекарства старшему поколению, находящемуся в самоизоляции, а также просто жители города, которые не хотят пользоваться общественным транспортом. Все самокаты оборудованы системой слежения по спутникам и сотовой связи, замком и другими функциями удаленного контроля. Один оборудованный электросамокат стоит 60 тысяч рублей.
"По действующему законодательству никакой специальной территориальной регистрации для этого бизнеса не требуется, это все равно, как регистрировать детские коляски, - уверен Андрей Синьковский, - поэтому самокаты используются по всему городу и арендаторы оставляют их, прикрепляя с помощью замка и троса к любой городской конструкции, типа ограды садика". Прежде, чем открыть бизнес в Петербурге, предприниматель исследовал как устроены прокаты самокатов в Сочи, Краснодаре и других городах. "Нигде никаких вопросов к прокату самокатов не возникает", - говорит Андрей.
Вчера, 25 мая, предприниматель через приложение, которое используют арендаторы самокатов, увидел несанкционированное движение своих пяти самокатов от Сенатской площади, где он их оставил, в сторону здания администрации Адмиралтейского района.
"Кто-то отрезал замки и увел наши самокаты", - рассказал Андрей Синьковский. Он отправился туда, где "припарковалось" его имущество.
"Когда я зашел в администрацию, чтобы узнать судьбу моих самокатов, меня направили в переговорную в холле, где уже находился сотрудник администрации, который представился заместителем главы (предположительно Степанов А.В.) района и директор управления по благоустройству и коммунальному хозяйству Адмиралтейского района Широков Роман Анатольевич. Степанов быстро удалился, когда я прибыл в администрацию, предложив мне написать заявление в полицию, далее со мной общался Широков Р.А. На вопросы «На каком основании самокаты находятся в администрации у Широкова Р.А.?», «В сохранности ли они?», «Как мне получить их обратно?» ответов от Широкова Р.А. я не получил. Широков Р.А. требовал от меня «необходимые документы», обвиняя меня в оказании платных услуг. В течении нескольких часов я пытался добиться от Широкова Р.А.:
1. Документов, подтверждающих, что самокаты у него;
2. Предписания, протокола или любого документа, свидетельствующего о нарушении мною чего-либо и правомерности его действий;
3. Списка документов, который он называет «необходимым» для получения самокатов и основания для требования таких документов;
4. Условия сохранности и возврата моего имущества (самокатов).
Ни на один из этих вопросов Широков Р.А. мне не ответил. Единственно, что он сказал: «Завтра с утра приносите оригиналы документов на самокаты и я верну вам ваши самокаты», «мы срезали замки (прим.: которыми крепятся самокаты)», «в акте будет указано, что самокаты – это мусор».
Не добившись ничего и не имея при себе оригиналов документов, я оставил заявление (несмотря на рекомендацию Широкова Р.А. не делать этого) в ящике для канцелярии администрации Адмиралтейского района, и покинул здание администрации.
Спор в администрации
"26 мая в 9:15 утра я снова прибыл в здание администрации Адмиралтейского района, имея при себе оригиналы всех документов на самокаты, в том числе, договор купли-продажи. Когда я предъявил данные документы Широкову Р.А., он предложил мне написать заявление и приложить эти документы туда. На вопрос: «Когда я получу свое имущество?» я получил ответ: «Вы получите письменный ответ в течение 30 дней», - продолжает предприниматель.
"Стоить отметить, - рассказывает Андрей Синьковский, - что примерно двумя неделями ранее Широков звонил мне и представился директором управления по благоустройству и коммунальному хозяйству Адмиралтейского района. Он настойчиво предлагал прийти к нему лично на прием, аргументируя это необходимостью согласования с ним возможности работы моего ИП по аренде на территории подконтрольной управлению по благоустройству и коммунальному хозяйству. Одни из его аргументов было: «А может быть район и город просто не захотят, чтобы самокаты стояли на улицах?». Я сообщил ему, что не нашел ни одного закона, обязывающего меня получать дополнительные согласования и предложил предоставить мне официальное предписание на мой официальный адрес".
Ведем диалог
Предприниматель обратился с заявлением к главе администрации района Светлане Штуковой с просьбой вернуть ему самокаты, провести служебное расследование и предоставить юридическое обоснование законности требований представителя управления по благоустройству и коммунальному хозяйству Адмиралтейского района о необходимости получения согласований при краткосрочной парковке самокатов на территории района".
Стоит отметить, что Molnia - не первый сервис самокатов, который начал работать в Петербурге. Год назад сюда вышел международный шэринг электросамокатов Woosh, у которого в Петербурге 1, 5 тысячи электросамокатов.
"Мы также работаем без помощи станций - рассказывает руководитель петербургского Woosh Евгений Мутовкин, - наши самокаты пристегиваются электрическими замками к муниципальным либо частным велопарковкам, либо к ограждениям на прилегающей к проезжей части территориях".
Евгений Мутовкин рассказал, что деятельность сервисов по прокату электросамокатов не регламентирована, поэтому Woosh постоянно ведет переговоры комитетами администрации города: по туризму, транспорту, транспортной инфраструктуре и другими. "Это не обязательно, - продолжает Евгений Мутовкин, - но, так как мы не хотим нарушать комфорт жителей, мы договариваемся с властями, и все идут нам навстречу. Наша компания безвозмездно работает в рамках организации #Мывместе, акций Российского Красного Креста. Кроме того, самокаты помогают сохранять социальную дистанцию", - уверен предприниматель. И добавляет, что "воровать самокаты нехорошо, это прямое нарушение закона" и советует коллеге подать заявление в полицию. "На каждом самокате написано имя компании-владельца, - говорит Евгений Мутовкин, - они могли позвонить и сказать: не знаем, на каком основании вы паркуетесь, приходите".
По некоторым данным в администрации считают, что предприниматель прикреплял свои самокаты к "ограде Медного всадника".
"Может, это было недалеко от Медного всадника, но точно самокат не прикреплялся ни к Медному всаднику, ни за его забор. Приложение просто не дало бы этого сделать", - говорит Андрей Синьковский.