За период 2019 года в Российской Федерации страховые компании были вынуждены обжаловать некоторые решения финомбудсмена (примерно около 30 % решений), которые были вынесены в пользу застраховавшихся. Всего решений в пользу застраховавшихся потребителей было 16, 2 тысячи в течение прошлого года. Данные по статистике были предоставлены в ходе телефонного разговора главным финомбудсменом Юрием Ворониным.
Больше всего страховщики недовольны размером неустойки. В России изменить размер неустойки имеет право только суд, если идет явное несоответствие с размером причинного ущерба. Проблема заключается в том что, что финансовый уполномоченный не имеет возможности изменить размер неустойки согласно вышеописанному и это является камнем преткновения для участников конфликта.
Естественно, такое разрешение конфликтов негативно сказывается на потребителей страховых компаний. Невозможно разрешить спор, пока судебное решение не вступило в силу.
Юрий Воронин надеется на скорое урегулирование данного вопроса. В 2019 году было направлено большое количество обращений с просьбой разрешения данного вопроса в Верховный суд РФ (ВС РФ). Но Верховный суд решил пока воздержаться по решению данного вопроса. Чтобы убедить Верховный суд решить эту проблему: изменить закон или дать какие-то разъяснения для судов, нужно плодотворно работать на тему изменения размера неустойки в тех или иных случаях в 2020 году.
Статистика показывает, что на апрель текущего года из 851 судебного решения, в примерно 2 % случаев были отменены решения финомбудсмена. В 70% решения финомбудсмена были изменены, а в 26% суд и вовсе отказал в иске.
Благодаря созданию института до судебного урегулирования споров по договорам ОСАГО и КАСКО, количество споров в суде значительно сократилось (на 40%). Статистика говорит о сокращение споров в 2019 году с 273 тыс. до 164 тыс. В арбитражных судах тоже можно наблюдать сокращение споров примерно на 26% (примерно в 2019 году с 68 тысячи до 50 тысячи. Так это еще при то, что служба не действовала до лета прошлого года.
С лета прошлого года начала работу служба досудебного урегулирования споров. Теперь какие-либо имеющиеся претензии по страховым договорам КАСКО, ОСАГО, должны быть направлены в эту службу. А уже с ноября прошлого года данная служба принимает и иные претензии по другим страховым договорам. Исключение составляет ОМС. С начала текущего года микрофинансовые предприятия также могут подать претензию к финансовому уполномоченному.
Статистика показывает, что за период 2019 года данная служба рассмотрела 37 тысяч решений. Из них в 52% служба приняла решения удовлетворить требования потребителя, как частично, так и полностью.