Приветствую всех, заглянувших на очередную дегустацию, где можно в теплой компании посмаковать (отведать, попробовать) пряные звукосочетания и сладчайшие ноты, из которых состоит музыка, представленная на дебютных альбомах дерзких новичков. Кто-то из них умудрился сразу создать шедевр, так что все ахнули, кто-то придумал новое звучание, а кто-то повлиял на все дальнейшее развитие жанра. При этом никто не знает, как примут его дебют, будет это треск или блеск, ликование или провал. Очень волнительный момент для любого начинающего. Но, как говорил небезызвестный Энди Уорхол, "назвался бананом - полезай в..." (гусары, молчать!) Вот и мы полезем. Для начала - в подземелье, но не простое, а бархатное. И будем внимательно слушать первый альбом группы Velvet Underground, внесший в свое время немалую сумятицу в мозги молодого поколения. Именно на его обложке красовался тот знаменитый банан, а под обложкой скрывался виниловый блин с неслыханной до тех пор музыкой, отталкивающей и манящей одновременно.
У этой мрачной компании имелись не только шокирующие песни, но и собственная декадентская эстетика, которую старательно прививал "Вельветам" их серый кардинал, художник-бананолюб Энди Уорхол (Andy Warhol). Благодаря ему музыканты выглядели стильно, богемно и загадочно, резко отличаясь от длинноволосых хиппи в пестрых нарядах, которые увешивались фенечками, что дикари - бусами.
Нью-йоркская банда-квартет состояла из певца/гитариста Лу Рида (Lou Reed), гитариста Стерлинга Моррисона (Sterling Morrison), бас-гитариста/пианиста/скрипача Джона Кейла (John Cale) и перкуссионистки Мо Такер (Moe Tucker). С ними на концертах тогда выступала немецкая модель, сексуальная блондинка и обладательница низкого волнующего голоса, предпочитавшая называть себя Нико (Nico). В записи дебютника VU она тоже поучаствовала, спев на трех песнях. Это позволило вынести ее имя на обложку, что не очень-то понравилось Кейлу, да и продажам никак не помогло. Альбом, вышедший в 1967 г. под названием Velvet Underground & Nico, пользовался поистине феерическим неуспехом, но, как сказал в восьмидесятых Брайан Ино (Brian Eno), каждый из тех немногих, кто его купил, основал впоследствии собственную группу. Действительно, и панки, и готы, и деятели "новой волны" могли считаться духовными детьми этой пластинки. Подавляющее большинство песен для нее сочинил Лу Рид, дитя нью-йоркских улиц, хорошо знакомый с изнанкой жизни мегаполиса, а своим звучанием альбом обязан Джону Кейлу, самому музыкально подкованному из всех. Не чуждый авангарда Кейл добавил в аранжировки скрипку и челесту, плюс многочисленные звуковые эффекты. Изысканные завораживающие баллады о роковых женщинах, садо-мазо развлечениях и наркотических вечеринках сменяются резкими, истинно панковскими треками, посвященными драг-дилерам, уличным шлюхам и странным персонажам "Фабрики" Уорхола. Надменная Нико спела безусловно близкую ей Femme Fatale, а также I'll Be Your Mirror (Я буду твоим зеркалом) - нежное посвящение ей же Лу Рида, редкое проявление теплых чувств от этого мизантропа. Venus In Furs (Венера в мехах) - впечатляющее переложение на музыку одноименного произведения барона фон Захер, извиняюсь, Мазоха, чье имя говорит само за себя. Вступление к Heroin вдохновило Мика Джаггера, и он сделал нечто подобное в композиции Stray Cat Blues с альбома Beggars' Banquet. А самая длинная и самая авангардная вещь на пластинке, заключительная European Son, посвящена другу и наставнику Лу Рида, поэту Делмору Шварцу (Delmore Schwartz), с которым Рид близко сошелся во время обучения в университете. Впоследствии Шварц отдалился от людей и жил в полном одиночестве, не желая никого видеть, до самой смерти. Нервная, дерганая композиция родилась из совместного джема, сыгранного четырьмя "Вельветами" на одной из репетиций. После нескольких наложений она приобрела законченный вид полного нервного расстройства, погружая слушателя в пучину диссонансов и скрежещущих звуков. Надо сказать, что альбом и сейчас, спустя годы, ничуть не потерял своей мрачной притягательности, и слушается свежо и оригинально.
Следующий альбом, который мы рассмотрим, не открыл новых жанров и не раздвинул горизонты музыкальных вселенных. Он появился даже несколько запоздало, но все же выполнил главную функцию - зажег на небосклоне звезду группы, вошедшей в первые ряды рок-исполнителей, с миллионами поклонников по всему миру, носившей гордое имя Queen - Королева.
Свой первый альбом музыканты смогли издать только после долгих мучительных поисков компании, которая согласилась бы это сделать. Хотя группа имела качественный материал и успешно выступала на концертах, ей долгих два года не удавалось заинтересовать никого из воротил звукозаписи, а в студии им удавалось поработать только в вечернее и ночное время, когда там никого не было. Поддержку ребятам оказали братья Барри и Норман Шеффилды, владельцы лондонской Trident Studios, предоставившие им продюсера и звукоинженера Роя Томаса Бейкера, с которым музыканты хорошо сработались. А когда записанный альбом вновь был отвергнут всеми выпускающими фирмами, Шеффилды на свой страх и риск заключили лицензионное соглашение с лейблом EMI, благодаря чему многострадальная запись наконец увидела свет 13 июля 1973 года. Гитарист Брайан Мэй (Brian May) сокрушался, что песни явно "перележали", потеряв свежесть и новизну. Время показало, что он был неправ.
На обложке диска изображен вокалист Фредди Меркьюри (Freddie Mercury) в позе рок-звезды, освещенный лучом прожектора, со вскинутыми руками, в которых зажата стойка микрофона.
Правда, Меркьюри на тот момент ещё не являлся звездой, это было удачное предвосхищение. Даже в группе он не был единоличным лидером, очень многое решала связка Мэй - Тейлор, стоявшая у истоков коллектива, когда он ещё назывался Smile. Хотя, конечно, харизма Фредди и его идеи уже работали вовсю - из 10 композиций, вошедших на пластинку, он сочинил пять. Четыре вещи принадлежали Мэю и одну написал барабанщик Роджер Тейлор (Roger Taylor), которого на конверте представили его полным именем Roger Meddows-Taylor. Бас-гитарист Джон Дикон (John Deacon) среди авторов не отметился, а на конверте был почему-то указан как Дикон Джон.
Песни на альбоме, названном просто Queen, представляли собой концертную программу группы, поэтому записывались с одного-двух дублей, после чего в случае необходимости делались минимальные наложения. Возможно, это не лучшая пластинка группы, но точно одна из самых симпатичных. Этот альбом не такой выпендрежный, как Sheer Heart Attack или Jazz, не такой перепродюсированный как The Works или The Miracle, не такой пафосный, как Innuendo... Простой и честный хард-роковый альбом. Хотя стоп, почему же простой? Нет, внимательное прослушивание показывает изощренность молодых музыкантов, их неординарное мышление, мастерство и несомненный артистизм, а все фирменные "фишки" группы, благодаря которым она и прославилась, уже присутствуют: сильный красивый вокал, яркие мелодии, оригинальные гитарные партии и разнообразие во всем, которое достигалось благодаря наличию сразу нескольких композиторов, а Мэй с Тейлором своими голосами активно обогащали вокальную палитру группы до прямо-таки олигархических пределов. Очень удачным было решение открыть альбом быстрой Keep Yourself Alive с запоминающимся гитарным вступлением, напористой вокальной партией и хоровым припевом. Дальше идет Doing All Right, построенная на контрасте нежно-лирической основной части и внезапных хард-роковых взрывов. Это дало критикам основание сравнивать Queen с Led Zeppelin, которые использовали схожий прием в песне What Is And What Should Never Be, вошедшей в знаменитый второй альбом LZ. Но "Квины", конечно, не были обычными подражателями, что доказала их дальнейшая карьера. К тому же Doing All Right была написана Мэем совместно с басистом Тимом Стаффеллом (Tim Staffell) ещё во времена Smile. А вот грандиозная Great King Rat - плод воображения Фредди Меркьюри, мини-опера о Крысином Короле, со сменами темпа и намеком на хеви-прогрессив. Сказочная My Fairy King - ещё одно произведение вокалиста, где его неповторимая манера уже полностью сформирована. Кстати, именно строчка из этой песни "Mother Mercury, look what you've done to me" побудила автора Фарруха Булсара сменить имя и стать Федей Ртутным Фредди Меркьюри. Многочастная театрализованная Liar тоже была написана Фредди ещё в бытность Булсарой, в 1970 году, и являлась тогда "гвоздем" их концертных выступлений. Тяжелая и в то же время изящная, вещь представляла ещё один пример определенной тяги группы к прогрессиву. Композиция The Night Comes Down - баллада Брайана Мэя, с типичной для него темой ностальгии и мелодичностью а-ля Маккартни. После этого лирического отступления в дело вступает барабанщик Тейлор, сочинивший быстрый номер с говорящим названием Modern Times Rock'n'Roll (Современный рок-н-ролл) и спевший на нем партию ведущего вокала. Когда же эта весёлая интерлюдия заканчивается, на слушателя обрушивается приблюзованная вещь Мэя Son And Daughter, вязкая и давящая, но с невесомыми парящими голосами в припеве. После нее Jesus авторства Меркьюри действительно напоминает торжественный псалом, а завершает альбом инструментальный фрагмент из незавершенной тогда еще композиции Seven Seas Of Rhye. В полном виде эта вещь появилась на следующем альбоме Queen II, для которого музыканты уже тогда начали сочинять новые песни. Критики тепло приняли дебют "Королевы", отмечая его свежесть и энергетику. Высоких мест в чартах альбом не достиг, но в дискографии Queen смотрится очень достойно даже в сравнении с их самыми популярными работами. Отличный старт долгого и яркого полета.
И за десертом мы отправимся в Италию, где нас ждет первый альбом миланских "пекарей" Premiata Forneria Marconi или попросту PFM. "Премированная булочная Маркони" - довольно странное название для прог-рок группы, но мы, как избалованные дегустаторы, просто не можем пройти мимо такой экзотики.
Группа PFM была сформирована в 1970 году, но имела долгую предысторию: её ядро составляли опытные сессионные музыканты, долгое время аккомпанировавшие разным исполнителям, в том числе и Адриано Челентано (куда ж без него). В 1968 году они решили поработать самостоятельно и под названием I Quelli (Эти парни) записали альбом легкомысленных песенок в стиле бабблгам. В состав "парней" входили Франко Муссида (Franco Mussida) - гитара, вокал, Флавио Премоли (Flavio Premoli) - клавишные, вокал, Джорджио Пьяцца (Giorgio Piazza) - бас-гитара и Франц Ди Чоччьо (Franz Di Cioccio) - ударные. В 1970 году к ним присоединился флейтист и скрипач Мауро Пагани (Mauro Pagani), и с его приходом коллектив радикально сменил направление, начав исполнять каверы на вещи King Crimson и Jethro Tull, а потом и собственные композиции в стиле арт-прогрессив. Разумеется, PFM были не единственной группой в Италии, увлекшейся этой революционной новаторской стилистикой, но из всех соотечественников только им удалось добиться международного признания. Поначалу, правда, музыканты не заглядывали так далеко, ориентируясь на местную аудиторию и сочиняя тексты на родном языке. Успешное выступление на фестивале в Виареджо в июне 1971 года позволило PFM заключить контракт с итальянским подразделением компании RCA Records и выпустить свой первый сингл, получивший широкую известность, а в начале следующего года и дебютный альбом подоспел.
Искушенные и мастеровитые музыканты записали прекрасную пластинку, никому при этом не подражая. Единственным условно слабым местом на альбоме был вокал: несмотря на богатые итальянские традиции, никаким бельканто тут и не пахло, и хотя в группе пели все, об их голосах можно было сказать только : "Ну, не Карузо". Ужасным, впрочем, это пение тоже назвать нельзя, а всё остальное было на высочайшем уровне. После короткой вступительной пьесы слышится вкрадчивое начало композиции "Сентябрьские впечатления". Тихий речитатив под акустическую гитару переходит в экспрессивную часть с громовыми литаврами и повторяющейся торжественной темой, сыгранной на синтезаторе. Этот осенний импрессионизм, полный контрастов, сменяется бодрой инструменталкой "Праздник", в которой торжествует плясовое карнавальное начало. Как будто в деревне отмечают сбор урожая, кружась в хороводе. После вихревых танцев музыканты переходят к исполнению масштабного полотна "Где... когда...", состоящего из двух частей: первая представляет собой лирическую элегию под аккомпанемент флейты и акустической гитары, а вторая, начавшись с тревожных пассажей скрипки, перерастает в арт-сюиту, где поочередно солируют гитара, фортепиано, флейта и синтезатор, а псевдоклассические фрагменты сменяются джазовыми импровизациями. Всё это сыграно с истинно итальянской легкостью и виртуозностью, а взаимопонимание музыкантов выше всяких похвал. Следующая композиция, "Карета Ганса", построена в том же ключе: после драматического вступления идет светлая лирическая тема, затем группа вновь пускается в импровизации с нарастающим темпом, чтобы в финале вернуться к исходному драматизму. Завершает альбом помпезная оркестровая "Большое спасибо", где музыканты от души благодарят судьбу за всё хорошее. Судьба действительно оказалась к ним благосклонна: критики взахлеб расхваливали дебютный альбом группы, второй диск вышел тоже очень интересным, а потом, как уже говорилось, последовал международный успех, выход пластинок на английском языке, совместные турне с ведущими мировыми исполнителями... PFM существуют и до сих пор - разумеется, их не миновали перемены состава, да и ерунды они наиграли немало, но вклад группы в развитие прогрессива неоспорим, а для итальянцев они настоящие герои. "История на одну минуту", как назывался дебют "Премированной булочной", растянулась в действительности на пятьдесят лет - почтенный срок! Остаётся только порадоваться за доблестных ветеранов, а я на этом откланиваюсь, держа в уме уже следующий обзор - о многом хочется ещё поговорить.
Слушайте хорошую музыку и до новых встреч!♐
Выпекая первый блин. Деликатесные дебютные рок-альбомы
Дебютные альбомы-деликатесы. Дегустация № 2
Дебютные альбомы-деликатесы. Дегустация третья
Дебютные альбомы-деликатесы. Дегустация № 4
Дебютные альбомы-деликатесы. Дегустация № 5
Дебютные альбомы-деликатесы. Дегустация № 6