Ах, слишком, слишком часто стали встречаться в ленте безрадостные превью с общим душераздирающим посылом: прощай, Дзен, ты не оправдал моих надежд!..
Если погрузиться в текст, картина станет совсем уж ужасающей: злобный Яндекс заманил на работу (точнее – в рабство) невинных и доверчивых авторов, цинично эксплуатирует их, удушает бесчеловечными требованиями, с барского плеча швыряет по копейке с каждой уворованной у автора сотни рублей, а в конце концов избавляется от выжатого и потому бесполезного страдальца, приписав ему неведомые нарушения пользовательского соглашения.
Кошмар на первый взгляд, правда?
Но предлагаю присмотреться к ситуации с точки зрения голых фактов.
Факт 1. Яндекс – это коммерческое предприятие, Яндекс.Дзен – его часть.
Что такое предпринимательство? Деятельность с целью извлечения прибыли. Поэтому для Дзена важнее повышение собственной выручки, а не забота об авторах, уж простите. Авторы – всего лишь инструменты достижения цели. Так же, как сайты и рекламные агентства, например.
Только Дзен на основании своих целей, задач и данных может решать, какой автор нужен площадке, кому давать приоритетные показы в ленте. И если на данном этапе Дзену интересны бьюти-блогеры и видео, то это его обоснованное решение. И даже одновременно выпустив протестные статьи, все несколько тысяч авторов ничего не добьются. Нельзя принудить бизнес не зарабатывать. Зато можно подстроиться к изменившимся реалиям.
Факт 2. Любая площадка имеет свои правила, в том числе и Яндекс.Дзен.
Почему-то авторы отказывают Дзену в возможности иметь правила и требовать их выполнения. На самом же деле наличие правил – основа основ любого ресурса в интернете. Каждый уважающий себя сайт следит за их соблюдением, банит нарушителей и модерирует записи пользователей.
Правила Дзена организуют работу и обеспечивают доходность. Дзен сам решает, с кем заключать договор, с кем расторгать, кого поощрять, кого карать, и это его неотъемлемое право. My Life — my rules, как прямолинейно сообщают любители парковаться на газонах. Поэтому авторам остаётся либо согласиться и работать, либо плюнуть и уйти. Здесь можно настаивать лишь на конкретизации некоторых весьма размытых требований, но не о полной отмене всех правил для обеспечения авторам полнейшего комфорта.
Факт 3. Яндекс.Дзен и вообще Яндекс не платят авторам.
Рекламодатели заключают с Яндексом договор на размещение рекламы и оплачивают его. Дзен предоставляет автору платформу для ведения блога. Яндекс размещает в нём эти рекламные блоки, а потом перечисляет автору некоторую часть того, что заплатил рекламодатель. В данном случае Яндекс – как бы рекламное агентство, которое ищет заказчика рекламы для канала. Или, если хотите, Яндекс просто делится с авторами рекламными прибылями.
Стоимость рекламы зависит от многих факторов, в частности, от текущего экономического кризиса. Рекламы стало меньше, её стоимость упала. Поэтому обвалился и доход авторов. Подозревать в снижении цены клика сговор Яндекса с властями с целью добиться обнищания населения – такое себе, знаете ли.
Да и вообще – неплохо бы прекратить искать виноватых среди рептилоидов, масонов, президентов и поисковых систем. Соблюдение правил и использование для заработка разрешённых в Дзене способов и возможностей – это личный выбор автора, как и уход с площадки.
Представьте, что Дзен – это дикий лес. Он живёт по своим законам. И что случится в нём с отдельным автором, ему глубоко безразлично. Покусает пёс за нарушение, нападёт дикий алгоритм, автор найдёт в чаще избушку сумасшедшего лесника – Дзен не заметит и никого спасать не станет. Один автор ушёл, придут трое других.
Поэтому выживание – задача самогó автора. Только он в ответе за всё, что с ним произошло на площадке. Это не Дзен не оправдал надежд, это автор не справился, как бы жестоко это ни звучало.
Факт 4. Это и есть ВСЯ голая правда Дзена – автору никто ничего не обещал.
Ему и так предоставили возможности, которых нет пока больше нигде в рунете.
И регулярно уходящие, но остающиеся авторы выглядят немного нелепо, как пожилая звезда с ежегодными прощальными турами.
Зачем все эти статьи?
Чтобы человеко-машинный комплекс проникся жалостью, понял, как жестоко ошибался, и налил миллионные показы в последней попытке удержать столь ценного автора?
Этого не будет. Это факт № 5.
Так что, уважаемые обличители, не ждите раскаяния Дзена из-за этих нудных срываний покровов, лучше напишите статью по теме своего канала. Не держите читателей за бесправный скот, обязанный потреблять всё, что вы решили опубликовать.
Глядишь, и жизнь начнёт налаживаться…