За два прошедших года вышли два фильма на схожую тематику - жизнь скандального музыканта - снятых одним режиссером, собравших охапку главных наград и много денег в прокате. Пробежимся по достоинством и недостаткам обоих.
"Богемская Рапсодия"
Его главная проблема в том, что он как будто бы состоит из двух частей, написанных и снятых разными людьми. Напомню, что сначала фильм снимал Брайан Сингер, но из-за очередного секс-разоблачения его уволили во время съёмок. Фильм доснимал Декстер Флетчер, более известный ка Мыло из "Карты, деньги, 2 ствола".
Таким образом первая половина - краткий забег по интересным фактам из Википедии, вторая - драма одного конкретного человека, Фредди Меркури.
Когда смотришь первую половину, то не очень понимаешь, зачем тебе галопом показывают экранизацию конкретного факта из жизни группы, потом сразу же второго, третьего - какой из них выстрелит потом? Скажется ли все это хоть как-то потом на сюжете? Нет.
Дальше фильм сосредоточится исключительно на проблемах Фредди, а сцены с группой нужны будут только для того, что показать, как были записаны 2 хита, которые знают и любят все - "We will rock You" (которая была записана в 1977, а по фильму после 1980-го) и "Another One bites the Dust". Да и сразу видно, что сняты они только чтоб напомнить/сообщить, что написаны они не Меркури.
Тут и кроется главная проблема фильма: большинство людей знают/помнят об этой группе только по Фредди, а там еще 3 человека, которые живы и 2 из которых еще играют как Queen (зачем-то).
И я сейчас говорю не о фанатах, которые вряд ли что-то новое узнали из фильма (даже я будучи любителем группы - но не фанатом - о всём показанном в фильме читал еще в детстве), речь про широкую аудиторию. Даже соцопрос можно не проводить - имена Роджера Тейлора и Джона Дикона даже многим меломанам ни о чем не говорят. А ведь идея фильма принадлежит гитаристу Мэю и барабанщику Тейлору, и как-то было бы странно, если б весь фильм был чисто про Фредди. Отсюда и сцены с этими песнями.
Но в то же время Мэй и Тейлор прекрасно понимают своё положение в глазах потенциального зрителя-обывателя, который, как я уже сказал, ассоциирует группу исключительно с Фредди, чья жизнь и личность были ярче всех остальных вместе взятых. Поэтому вторая часть сосредотачивается на лидере.
Но. Есть одно жирное Но. Это же фильм о Queen с песнями Queen!
И как только заиграют знакомые с пеленок ноты, как только зазвучит один из лучших голосов в истории рок-музыки, фильму прощается всё. Это чит-код фильма.
Ну, и мощный трогательный финал. Который тоже есть жульнический приём по большому счету. Ведь это просто пересъёмка легендарного выступления. То есть, тут нет заслуги режиссера, это просто копирование актерами прототипов с наложением компьютерной толпы. Но так как выступление было прекрасным, рационально во время просмотра не шибко воспринимаешь.
В общем, как фильм сам по себе, как нечто самостоятельное, получилось не очень. Но таланты группы перешибают всё, отсюда и большие сборы в мире.
А глядя на Рами Малека, вспомнил Отара Кушанашвили, который показывал фотку итальянского певца Джанни Моранди и говорил: "Это же вылитый я! Только издалека. В профиль. В дождь". В очках и с усами Рами похож. А когда без - слишком лупоглазый.
Актер, видно, очень старался, но присуждение ему Оскара - чисто политический ход. Он представитель нацменьшинств, а Оскар боится нового скандала а ля "Oscar so white".
Работа Рами даже рядом не стояла с его тогдашними конкурентами: Кристианом Бейлом в ролик Дика Чейни, Уильяма Дефо в роли Ван Гога и Вигго Мортенсена в роли Фрэнка Валлелонга. Вот эти трое в очередной раз выдали мастер-классы, по которым можно учиться подрастающему поколению актеров, а Рами забудут.
Рокетмен
А этот фильм похож на один из костюмов сэра Элтона - яркий, но скоро его сменят на другой, а уже после целого гардероба ярких костюмов первый забудется.
Его не за что громить - видали мы кинобиографии и похуже - но и ни одной причины его пересматривать нет тоже. Ровная, стерильная работа. Видно, что делал тот же человек, что добивал (во всех смыслах) "Богемскую рапсодию". Да они вообще как 2 фильма из одной киновселенной смотрятся. Так и ждешь, что в конце будет сцена, связующая с предыдущим фильмом, а значит, впереди нас ждет совместочка. Такой бурлеск-гей-marvel.
Большинство кинобиографий музыкантов делаются по одним лекалам: в 1.5-2 часа надо пройтись по основным вехам жизни и творчества героя (и это не минус, просто закон жанра). Важно же сквозь череду экранизированных этапов пропустить хоть какую-то смысловую нить. В плане - зачем нам это показывают? Особенно памятуя, что недавно мы смотрели такой же забег про другого человека, а впереди - учитывая кассовые сборы "Рапсодии" и "Рокетмена" - нас ждет еще с десяток подобных фильмов.
Здесь авторы попытались провести такую нить, что, мол, Элтон Джон никогда не сможет найти любовь. Эта фраза, брошенная его матерью, в фильме звучит неоднократно, что как бы и намекает на смысл фильма. Чего по логике мы должны ждать в ходе просмотра? Череду неудачных отношений главного героя, которые в итоге многому его научат и приведут к настоящей любви.
И вроде всё так: сначала фильм показывает неудачную историю любви Элтона с его менеджером, затем совсем короткую (меньше 5 минут фильма) попытку пожить в браке с женщиной, дальше Джон ложится в рехаб, Всё Понимает, и титры, в которых показан его муж с детьми.
Беда только в том, что в клинике сэр Элтон понимает, что надо любить себя таким, какой ты есть, простить обидчиков и творить без наркотиков. И первый кадр титров как раз про то, что он завязал бухать. Так все-таки история чего у вас получилась? Борьбы с зависимостями? Но до апогея славы у Элтона Джона (примерно до середины фильма) никаких проблем с этим показано не было. А вот история одиночества была сразу, значит она главная. Он не мог любить из-за наркотиков? Нет, такового фильм не показывает. Наркота была не причиной, а следствием. Тогда как увязать его выводы в больнице с финалом, закругляющим изначальный месседж? Никак. Просто у сэра Элтона был трудный период, но он прошел, а мы его показали. А потом закончили фильм. Почему? Потому что он уже 2 часа к тому времени прошел, пора бы и честь знать.
То есть фильм так и остается забегом по разделам из Википедии с какой-то неполноценной моралью. Это всё равно что если б в "Звёздные воины: Новая надежда" нам показали бы Звезду Смерти, как она взрывает планеты, как грозит всем остальным, как повстанцы планируют ее уничтожить, потом был бы диалог Люка и Хана, в котором первый сказал бы что-то типа: "а знаешь, я понял, что зло злое, и с ним надо бороться", а затем сразу бы пошли титры, которые бы сообщили нам, что вот так Звезда Смерти и была уничтожена, а Хан уже 28 лет не стреляет первым.
Нет, фильм не разваливается на части в отличие от "Рапсодии", он вполне ладно скроен для рядового зрителя, особенно если не искать в нем никакого смысла. Визуально он прекрасен, ряд сцен поставлен здоровски, Тэрон старается (хотя ничем не похож на Элтона, а из-за разницы в ширине грудной клетки еще и поет по-другому, да и Золотой Глобус не заслужил), песни опять же классные (мне понравился ход со сквозной инструментальной версией моей любимой "Goodbye Yellow Brick Road"). Но хотелось бы, чтоб байопик (биопик?) не укладывался в формулировку: "кароч, Элтон Джон был неизвестным, а потом как стал известным и забухал, а потом подлечился и не бухает"
Вспоминается разговор с одним человеком про фильм, который мне не понравился, а ему понравился. Когда он выслушал мои мысли о фильме, что у того довольно скотско-потребительская главная идея, в ответ я услышал следующее: "Ну, видишь, ты искал в фильме смысл и остался разочарован, а я не искал, и он мне понравился. Так что я в выигрыше". Если к кино у вас отношение такое же, то это ваш фильм.
Подведем итоги: оба фильма слабые, оба фильма разочаровали. Но драма Фредди была сильнее, а финал с концертом - при всех претензиях - выглядит намного лучше, чем внезапный конец у Элтона Джона... Во всех смыслах.
Спасибо, что дочитали текст. Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, оставляйте комментарии.
Также вы можете зайти в мою группу ВК. Там я выкладываю другие интересные материалы