Часть третья. Волга и Дон.
Дорогие друзья, вновь приветствуем вас на нашем канале! В предыдущих выпусках фотоблога речь шла о судоходстве по Неве и Москве-реке, а также реках Сибири. Настала пора порадовать вас красотами "голубой улицы России" - Волги.
Волга - крупнейшая река Европы. Причем крупнейшая во всех отношениях. Она самая длинная (3531 км), самая многоводная (отдает Каспию 254 куб. км воды в год, или в среднем 7800 кубометров в секунду) и имеет наибольшую площадь бассейна (1,3 млн. кв. км). История судоходства по Волге также весьма богатая - настолько, что нашла отражение в известнейших произведениях искусства, чего стоят только кинокомедия "Волга-Волга" или картина Репина с бурлаками. Впрочем, что там бурлацкие артели! О масштабах перевозок по Волге в XIX веке пуще всяких картин говорят скупые таблицы из словаря Брокгауза и Ефрона, согласно которым в 1896 году на Волге и реках ее бассейна эксплуатировалось 59336 судов и 118212 плотов!
Единственно, чем не могла похвастаться Волга - выходом в Мировой океан, ибо бассейн Каспийского моря относится к области внутреннего стока. Но и это оказалось вопросом решаемым: еще в XVIII веке Вышневолоцкая, а затем и Мариинская водные системы соединили Волгу с Санкт-Петербургом и Балтикой, в 1933 году знаменитый Беломорканал связал ее с Белым морем, а в 1952 году был построен и Волго-Дон, обеспечивший волжским судам проход в Азовское и Черные моря. Кстати, после этого Москву стали называть "портом пяти морей". Ну, а завершил преобразования каскад из восьми ГЭС, заливший Центральную Россию электричеством, зарегулировавший сток Волги почти на всем протяжении, увеличивший гарантированные глубины и превративший великую русскую реку из мощного, но неуправляемого потока в череду разливанных морей-водохранилищ, на которых местами и берегов-то не видно.
Нетронутыми остались лишь самые верховья от истока до Твери (где регулярное судоходство приказало долго жить - равно как и трамвай с троллейбусом), а также финишный участок ниже Волгограда. Лишь там нынче можно ощутить всю мощь волжского течения. Туда мы сейчас и отправимся.
"Александр Суворов" - теплоход-зомби, кошмар моей впечатлительной юности, хотя я искренне надеюсь, что призраки 176 человек, раздавленных в кровавое месиво на его верхней палубе 5 июня 1983 года в катастрофе под Ульяновским мостом, не тревожат по ночам сон пассажиров, совершающих на его борту круизы. Кому интересно, может набрать соответствующую статью в Википедии; я лишь скажу, что это злополучное детище словацких корабелов ныне отмыто, отремонтировано и готово принять новых клиентов, желающих приятно провести время.
Двигаемся дальше на юг, в Красноармейский район Волгограда, где берет начало знаменитый Волго-Донской судоходный канал. Хотя, строго говоря, здесь он заканчивается - ведь уровень Дона на 54 метра выше уровня Волги, так что вода в канале исключительно донская. Тем не менее, нумерация шлюзов здесь идет "с хвоста поезда", от Волги к Дону. И еще одна особенность Волго-Дона - он не прямой, как все нормальные каналы, а имеет форму перевернутого интеграла. Произошло это из соображений экономии - при прокладке трассы проектировщики постарались максимально использовать русла рек Карповки и Мариновки, что позволило сократить сроки строительства и сберечь людские ресурсы в разоренной войной стране. А вы говорите - людоедский режим...
Берем чуть левее. Это Ахтуба, рукав Волги, начинающийся у плотины Волжской ГЭС и более полутысячи километров текущий параллельно основному руслу аж до самой Астрахани. Раньше Ахтуба считалась судоходной, а теперь - сами видите...
А это уже Астрахань. Здесь Волга замедляет свой бег, из-за взвесей меняет цвет с голубого на серый (даже в хорошую погоду) и начинает усиленно дробиться на рукава. Ширина основного русла в городе варьируется от 600 м до 1 км, а глубины достаточны для маневрирования и швартовки как речных, так и морских судов. Кроме того, Астрахань является базой Краснознаменной Каспийской флотилии (правда, сейчас военные планируют перевести её в дагестанский Каспийск).
Другое дело протоки и рукава. Волжская дельта - рай для рыболова, но ад для судоводителя. Взгляните хотя бы на этот мост через протоку Прямая Болда с рухнувшим пролетом, павший жертвой столкновения с судном:
Тем не менее, крупные рукава дельты (Бузан, Болда и др.) активно используются для грузового судоходства, хотя осуществлять его и сложнее, чем на основном русле.
В общественном сознании Астрахань считается практически приморским городом. На самом деле, можно прожить там всю жизнь и моря так и не увидеть - дорог к побережью через бесконечные плавни нет, да и делать там особенно нечего. Повернем назад и мы, попутно завернув через знакомый уже Волго-Донской канал в славный город Ростов-на-Дону, именуемый также "папой" и "воротами Кавказа".
Традициями и масштабами волжского судоходства Дон похвастаться не может, да и воды в нем в восемь раз меньше (для поддержания судоходных глубин здесь приходится так же, как на Москве-реке, городить низконапорные плотины). Выше Цимлянского водохранилища судоходство на Дону практически отсутствует, однако ниже, благодаря стратегически важному пути в Волгу, вполне себе процветает:
На берегах Дона мы временно прервемся и переведем дух. Благодарю за внимание! Если представленный материал был для вас хоть сколь-нибудь полезен, ставьте "лайк"!
Следующий выпуск будет посвящен притокам Волги.
Предыдущие выпуски фотоблога "По реке плывет топор":