В 1625 году в Париже был опубликован трактат Гуго Гроция о юридических основаниях войны: «Три книги о праве войны и мира». Данный трактат лёг в основу международного права Нового времени. Гуго Гроций – голландский ученый, правовед, юрист-международник; был одним из основоположников концепции естественного права. Находясь в заточении, Гроций начал писать трактат, вдохновляясь идеями испанцев Франсиско Суареса и Франсиско де Виториа. На тот момент в Европе происходили религиозные войны между католиками и протестантами.
Гуго очень волновал вопрос о возможности урегулировать конфликты между религиями и государствами. «Полностью убеждён… что существует общее право народов, которое действует для войны и во время войны, у меня было много весомых причин для того, чтобы взяться писать по данному предмету», - утверждает Гроций. Главная причина написания трактата «О праве войны и мира» - осуждение агрессивных войн, стремление Гроция доказать, что война не может перекрыть глас закона. Тема войны и мира очень актуальна и на сегодняшний день, ведь существует ряд проблем международного права в мировой политике, которые необходимо решать, и в этом людям могут помочь учения Гуго Гроция.
Проанализировав отрывок из трактата «О войне и мире» Гуго Гроция, можно полностью согласиться с положениями автора. Гуго Гроций заложил теоретические основы международного права, и основой международных отношений Гуго считал право и справедливость, а не силу. Гроций в трактате объявляет о том, что именно осознанное стремление человека к общению является источником естественного права. В этом заявлении автор опирался на размышления древнегреческого ученого, Аристотеля, который считал, что к предписаниям естественного права относятся общественные явления, которые существуют «от самой природы»; к таким явлениям относятся семья, частная собственность, рабство, греческие войны и так далее. Что касается божественного права: божественное право – особая воля бога, но естественное право настолько незыблемо, что не может изменяться, даже самим богом, поэтому божественное право должно соответствовать праву естественному. Война не противоречит ни естественному праву, ни божественному, так как каждый стремится защитить свои личные права. По всем положениям одной из глав трактата «О праве войны и мира» можно увидеть общую прогрессивную направленность правовых взглядов Гуго Гроция. Его взгляды отражают потребности буржуазии в тот исторический период, которые заключались в желании объединить народ для борьбы с феодализмом. Буржуазия выступала против феодальных войн, так как территориальные завоевания имели обременительный характер и достаточно пагубные последствия. Идеологи буржуазии выдвигали новые установки международного права, и к этому обществу так же относился Гроций.
Можно подумать, что многие из предложенных принципов правовых отношений в трактате «О праве войны и мира» не обладают особой актуальностью и необходимостью в применении, однако все эти положения из произведения Гроция следует применять и в наше время. Часто в мире происходят военно-политические конфликты, и представители стран, игнорируя нормы международного общения, не могут мирно договориться и прийти к компромиссу. Учения Гроция имели цель создания абсолютно нового типа мирового сообщества, которое основано на принципах правового равенства, справедливости, взаимного желания в сотрудничестве и взаимоотношений между всеми людьми, поэтому обществу стоит применять знания, направленные на совершенствование международных отношений.