Президент о праве на качественное образование
Президент Касым-Жомарт Токаев после завершения дистанционной четвёртой четверти высказался о том, что качество образования в Казахстане низкое.
Говорит, что нужно юридически установить ответственность разработчиков учебников за ошибки и неточности в них.
Что нужно устранить неравенство в образовании. Создать равные условия для учеников в городских и сельских школах. Для этого обеспечить сельские школы квалифицированными кадрами. И обеспечить право на качественное образование всем детям – независимо от уровня доходов семьи.
Критикует реформы – за их бессистемность.
Говорят о равенстве в образовании часто – на всех уровнях. Гарантировать его сложно.
Разные школы - разные возможности
В Казахстане многие сельские школы малокомплектные. В сёлах жителей меньше и меньше. В классах может быть 3, 5, 10 учеников. С одной стороны, кажется, что при малочисленных классах у учителя есть возможность индивидуально подойти к каждому ученику.
Но в школах, где нет параллельных классов, автоматически возрастает нагрузка на учителя. Потому что когда в параллели 4-5 классов – учитель пишет один план и проводит урок несколько раз. Когда в школе один пятый, один шестой класс и так далее – количество планов и подготовок к урокам учителя многократно увеличивается. Если детей совсем мало, некоторые классы соединяют. Например, 2 и 4 классы учатся вместе. От учителя требуется особое мастерство, чтобы учить в этих условиях детей. Плюс материально-технические проблемы – нет компьютеров, интернета, нужных книг в библиотеке, оборудования в учебных кабинетах.
Многие семьи, имеющие детей, уезжают из села именно потому, что получить качественное образование практически невозможно. Власти предпочитают закрыть школу совсем, а за школой и всё село. Это дешевле, чем решать проблемы.
По инициативе Назарбаева создали сеть школ для одарённых детей – «Назарбаев Интеллектуальные школы» - сокращённо НИШ. Проект был запущен в 2008 году. НИШ есть в каждом регионе. В этих школах дети учатся с 7 по 12 класс. В школах есть интернаты. В этих школах могут учиться и дети из сельской местности. Но ребёнку, который 6 лет учился в маленькой сельской школе поступить в НИШ очень сложно. Проводится серьёзный конкурсный отбор – тестирование по математике и языковым дисциплинам. Результаты тестов обрабатываются в Нидерландах. Даже в вуз детям, окончившим сельские школы поступить проще – там есть специальная квота.
Школы роскошные. Просторные, идеально оборудованные. Учителей принимают по конкурсу. Часть учителей приглашают из дальнего зарубежья. Некоторые предметы ведут на английском языке. Ученики получают все необходимые учебные пособия, 5-и разовое питание и школьную форму бесплатно. Желающих учиться в этих школах очень много.
Если ребёнок очень способный и целеустремлённый – возможность получить поддержку государства в получении качественного образования есть. Если ребёнок со средними способностями – шансы практически отсутствуют. Ну а немотивированным слабоуспевающим ученикам всё равно, где учиться. Точнее, где не учиться.
Учителя в сельских школах есть очень интересные. Учебные пособия создают, в том числе электронные. Международные гранты выигрывают. Но в комплексе я не знаю, когда и как создать равные условия для городских и сельских школьников. Даже в густонаселённой Европе наблюдается разница. А в Казахстане с плотностью населения менее 7 человек на квадратный километр некоторые проблемы мне кажутся непреодолимыми.
Как и проблемы, связанные с доходами и статусом родителей учеников.