О сценарии жизни по треугольнику Карпмана я прочитала давно, привыкла видеть многие его проявления в жизни и не ввязываться в истории.
Для тех, кому лень гуглить, рассказываю вкратце, что это модель поведения, которая включает три роли: Жертва, Преследователь, Спасатель (наименования могут в различных описаниях отличаться, но смысл остается). Суть в том, что в данном треугольнике все очень живехонько, персонажи переходят из роли в роль. Только что поспасал, потом быстренько сам стал преследовать и финиш – стал жертвой. При этом, как сказал трансакционный аналитик Клод Штайнер, «... Жертва на самом деле не так беспомощна, как себя чувствует; Спасатель на самом деле не помогает, а Преследователь на самом деле не имеет обоснованных претензий».
Этот треугольник работает в ситуациях «спасение членов семьи от алкоголизма», «выручить подругу», «избавить ребенка от двоек», «сотрудник-недотепа», «он/она не может жить без меня…» и пр… Вариантов игры неисчислимое множество. Все бы неплохо в играх, если бы на них не уходило такое количество энергии и не накапливалось огромное же количество негативных эмоций. В этой игре нет победителей, есть только весьма условный выигрыш в виде возможности на секунду почувствовать себя Спасателю «молодцом», Преследователю ощутить «праведный гнев» или «контроль над ситуацией», Жертве - свою значимость для кого-либо.
Героиня этой истории вернулась с отдыха и потеряла покой и сон. И поводом для беспокойства стал не отпускной роман, а совершенно, казалось бы, незамысловатый конфликт.
Особенностью истории является то, что героиня - дама очень продвинутая, выдержанная, которую можно отнести к категории «леди».
Как говорится, ничего не предвещало… Отдых, солнце, океан. И, спустя несколько дней от начала отдыха, господин Н. очень грубо нарушает ее личные границы. Грубость от Н. была крайне прямолинейная, при этом сомнений в нарушении личных границ дамы не оставалось. Конечно же, кара на Н., как на нарушителя границ обрушилась, как лавина с горы… Сатисфакция получена. Но вот незадача. Даже после нескольких недель со дня окончания отдыха у нее оставался осадок от той ситуации, который лишил прекрасную женщину покоя и сна. Она перебрала каждую фразу, каждый жест… И была безупречна. Да, так бывает… Бывают безупречные люди), особенно в своей голове.
Но… во время сессии вспомнила, что по приезду под нежно-лютое солнце, увидев, что лицо у господина Н. опалено, она предложила кремик от солнца… Да, «из человеколюбия». Господин Н. намазал лицо кремом и сказал спасибо. Но, спустя несколько дней, на ровном месте Н. перешел черту допустимого по отношению к даме. Вот так организовался драматический треугольник судьбы.
И игра прошла по полному циклу: предложив кремик, дама стала Спасателем, потом, по нарушении ее границ – Жертвой, а отстаивая свои границы – Преследователем. Эта ситуация интересна тонкостью отношений, таким «несколько отложенным во времени результатом» и некоторой «лайтовостью», которая сохранилась из-за достаточно высокого внутреннего развития дамы.
Как только кто-то примеряет на себя роль жертвы, тут же находятся остальные персонажи, дополняющие игру до полного комплекта. В игры может быть вовлечено большее количество людей, но переход из персонажа в персонаж для них уже определен.
Почему в этой игре приходится проходить через все персонажи?
Спасатель показывает свое «превосходство» над жертвой. Превосходство может выражаться в любой форме. Например, в описываемом случае было продемонстрировано тонкое высокомерие со стороны дамы, которое выразилось в том, что, подав кремик, дама показала Господину Н., что он не может нормально заботиться о себе, что он недостаточно взрослый и развитый человек, хотя вслух не было произнесено ни пол слова. Однако, отсутствие слов не означает отсутствие у жертвы ущерба. Фактически, «добавила к увечью оскорбленье».
Унижение от чужого превосходства заставило жертву искать способы его компенсировать.
Когда разбираем схему работы треугольника Карпмана в жизни, клиенты спрашивают – получается нельзя помогать? А как же взаимовыручка и прочие благородные действия?...
О тонкой грани спасаний и спасательства очень любят спрашивать «профессиональные в жизни Спасатели». Те, которые часто получают негатив за свое «хорошее отношение». Иногда получают тут же, а иногда отложено, как в приведенном примере.
Для целей выхода из треугольника судьбы прекрасным может стать простое правило, которое распространяется и на себя: «Если человек может сделать сам, пусть делает это сам! Ты ничем не лучше и не хуже другого! Вы равны! Каждый несет ответственность за последствия своего выбора!»
А помогать можно. Профессионально. За оплату.
В жизни без треугольника Карпмана меньше драматизма, но больше сил, удовольствия, радости.
P.S. Роль кремика прекрасно могут выполнить непрошеные советы, непрошеное участие, действия из разряда «я лучше знаю как…», «дай я сделаю сам\сама…»).