Картина "Сирень" написана Михаилом Александровичем Врубелем в 1900-ом году. Очевидно, что художник был вдохновлён кустом сирени, который он увидел, прогуливаясь однажды по Черниговской губернии. Впечатление было настолько сильным, что к работе Врубель приступил незамедлительно.
От картины исходит прохлада и свежесть позднего весеннего вечера, некая таинственность, которая охватывает мир под покровом сумерек. Как в поздний вечер все образы становятся смутными, так и на полотне изображение расплывчато: нет четкого образа черноволосой девушки, укрывшейся за кустом, а соцветия сирени не прописаны до конца. Это говорит о том, что Врубелю хотелось передать всё многообразие оттенков фиолетового, их буйство, которое даёт иллюзию сладкого запаха сирени.
Однако, смотря на эту картину, передаётся не только магия тёплых сумерек, но и мистическая, тревожная атмосфера. Она исходит от тёмных синих, глубоких зелёных цветов и всё тех же кустов сирени, которые написаны мастихином (маленьким стальным шпателем). Благодаря этой технике получились тонкие и острые черенки соцветий и листьев.
Интересные факты:
- на одной из выставок картину похвалил государь Николай Александрович, отличавшийся консервативным вкусом, после чего произведение стало шедевром того времени;
- если говорить о личности героини, то мнения исследователей творчества Врубеля различаются. Самой интересной считается теория о том, что картина является продолжением истории о Пане- эта картина была написана художником в 1899 году. Согласно теории, девушка на картине-это нимфа леса, которая отвергла любовь Пана, а звали её Сиринга. Она попросила защиты у бога реки, превратившего её в тростник, из которого Пан смастерил свирель. На латыни сирень называется Syrínga – растение также получило название в ее честь. И на полотне изображен момент перерождения души Сиринги в цветущий куст;
- данная картина является одной из двух картин Врубеля с названием "Сирень", но другая так и не была окончена;
- удивляет, но пейзажи Врубель создавал по памяти или с использованием художественных фотографий, что не мешало достоверно изображать растительность, фигуры людей и животных.