Найти в Дзене
Записки о самолетах

Региональные аэропорты России. Часть 11: Апатиты

Всем зашедшим - привет! Продолжаю свои рассказы про историю и современное состояние региональных аэропортов в России, и сегодня предлагаю отправиться в Мурманскую область, в город Апатиты, где расположен аэропорт, названный в честь горного массива, расположенного рядом - аэропорт Хибины.

История аэропорта началась в военные годы. Первый грунтовый аэродром, расположенный в 7 км восточнее центра города Апатиты, вблизи 9 км автодороги Апатиты-Кировск, был в спешном порядке построен в сентябре 1941 года. О его работе в годы войны известно достаточно мало - достоверных сведений сохранилось немного. Однако, известны мнения, что аэродром использовался в качестве базы, на которой происходил облет ленд-лизовских самолетов, а так же переучивание личного состава. Затем эти самолеты отправлялись в Заполярье. Такая версия выглядит вполне правдоподобной, ведь в то же время в Кировске располагался учебный центр 122 ИАД ПВО. По немногим оставшимся воспоминаниям ветеранов и современников тех событий, аэродром использовался также, как запасной для авиационных подразделений, прикрывавших с воздуха Кировскую железную дорогу, г. Кировск, узловую ж/д станцию Апатиты, и осуществлявших поддержку советских войск на кандалакшском направлении.

Здание пассажирского терминал старого аэродрома медленно разрушается..
Здание пассажирского терминал старого аэродрома медленно разрушается..

После войны из аэропорта Кировск-Апатиты были открыты регулярные пассажирские рейсы, и вскоре этот аэродром стал вторым по величине аэропортом Мурманской области. До 1969 года выполнялись регулярные пассажирские рейсы в Ленинград и Архангельск. В ноябре 1969 года был открыт прямой рейс до Москвы. С 1970-х годов к ним присоединились рейсы Вологда-Мурманск с посадками в Апатитах и Петрозаводске, и Псков - Ленинград - Кировск с посадкой все на том же аэродроме Кировск-Апатиты. Всего на 1978 год аэропорт обладал достаточно большой маршрутной сетью: отсюда летали в Москву, Петрозаводск, Ленинград (на Ан-24) , Псков, Мурманск, Вологду (на Як-40), а так же в Умбу и Ковдор (на Ан-2).

В расписании фигурирует "аэропорт Кировск", но речь идет про Кировск-Апатиты
В расписании фигурирует "аэропорт Кировск", но речь идет про Кировск-Апатиты

В 1973 году была проведен реконструкция - старое деревянное здание снесли, а на его месте появился достаточно просторный терминал. Однако, реконструкция не коснулась ни ВПП, ни средств радиотехнического оборудования. В результате, в 1994 году аэропорт был закрыт.

-4

Новый аэропорт отодвинулся от Апатит - расстояние до центра города до аэропорта сейчас - 15 километров. Старый аэропорт Киров-Апатиты был закрыт из-за финансовой нестабильности и неразберихи 90-х годов, но основными недостатками были моральное устаревание технической базы, а так же ограниченным функционалом по приёму и отправки самолётов. А неподалеку как раз освободился военный аэродром, оснащенный современным оборудованием. В результате, на аэродроме, на котором с 1980 года базировалась 227-я отдельная вертолетная эскадрилья, появились гражданские самолеты и пассажирский терминал.

Пассажирский терминал открыл свои двери для пассажиров в 1994 году, но уже в 1996 году ГУАП Хибины перестало выполнять рейсы и позже было признано банкротом. В 1997 году на смену пришло ОАО «Аэропорт». В немного "подвешенном" состоянии аэропорт жил до 2011 года, когда регулярные рейсы из него прекратились. Казалось бы - конец? Но нет. 29 июня 2012 года открылись регулярные рейсы в Москву (Домодедово) на самолете Ту-134 авиакомпании Центр-Юг. 12 августа 2013 стало началом регулярных рейсов по маршруту Апатиты — Санкт-Петербург на самолёте н-24 авиакомпании Псковавиа (кстати, Ан-24 в Псковавиа пришли из Пермских Авиалиний, о которых можно почитать здесь: тык :) ). В конце 2014 года было заявлено о намерении дать аэропорту статус международного к 2016 году. А 14 февраля 2019 года случилось еще одно приятное событие - аэропорт принял первый в своей истории самолёт Сухой Суперджет 100.

С 1 апреля 2019 появился новый рейс в Череповец. Сейчас аэропорт обслуживает авиакомпания Северсталь, о которой я, кстати, уже говорил в своей статье про аэропорт Череповец (читать тут: туц). Стоит, правда, сказать, что в настоящее время аэропорт временно закрыт - из-за пандемии рейсы не будут совершаться до 31 мая. Однако, я уверен, что после снятия ограничений, аэропорт снова заживет полной жизнью.

Подводя итог, стоит сказать, что аэропорт играет большую роль в развитии туризм в регионе - все же, он находится практически у подножия Хибинской гряды, которая в последнее время становится все более и более популярным горнолыжным курортом... Впрочем, посмотрите сами - красота!

Огромное спасибо за прочтение! Пишите в комментарии, про какие аэропорты еще мне рассказать? Если статья понравилась, можно тыкнуть лайк) Вам - несложно, мне - приятно ツ