Найти тему
Lomonosov Research

Внимание к покупателю

Оглавление

Про клиентоориентированность в #кризис и не только.

Когда клиентоориентированность – не в списке приоритетов

"Перестаньте недооценивать клиентов" - говорит HBR Russia в своей статье. Лояльность клиенту не всегда ставится в компании во главу угла. Скорее наоборот, большинство руководителей и гендиректоров озабочены тем, чтобы порадовать акционеров прибылью. Тот факт, что прибыль может оказаться краткосрочной, а клиенты – мимолетными, интересует далеко не всех.

Нужно понимать, что лояльные клиенты одинаково необходимы и руководителям, и акционерам. Роб Марки подкрепляет это утверждение выдержками из собственного исследования:

Мое исследование показало, что лидеры по уровню доверия клиентов — компании, имевшие лучший в отрасли индекс потребительской лояльности или удовлетворенности в течение трех и более лет, — наращивали выручку примерно в 2,5 раза быстрее конкурентов и в последующие 10 лет приносили акционерам в 2—5 раз больше денег.

В своей статье Марки раскрывает понятие "клиентская ценность":

Я употребляю его в значении «общая пожизненная стоимость клиентской базы компании». Компания может повышать этот показатель, привлекая больше ­клиентов, увеличивая отдачу от существующих, удерживая их дольше, упрощая (и удешевляя) их взаимодействие с фирмой за счет цифровых технологий и т. д.

Он также показывает наглядную схему "Клиентская ценность: взгляд инвестора"

Источник HBR Russia: https://hbr-russia.ru/marketing/marketingovaya-strategiya/823668
Источник HBR Russia: https://hbr-russia.ru/marketing/marketingovaya-strategiya/823668

И рассматривает четыре стратегии, которые помогают компаниям увеличивать клиентскую ценность:

  1. Разрабатывайте надежные процессы и инструменты для управления ценностью клиентов.
  2. Объедините дизайн-мышление с технологиями повышения лояльности.
  3. Исходите из потребностей клиентов.
  4. Возглавьте работу по укреплению лояльности.

Поддерживая мысль Роба Марки отмечу, что квартальная выручка, безусловно, важна. Но гораздо важнее – наращивание и удержание клиентской базы. И дело даже не в принципе "клиент всегда прав". Ключевой момент – это понимание и поддержка клиента. Готовность менеджера подумать, а не просто отчитать утверждённый компанией скрипт (прим. ред.: скрипт это "сценарий" разговора с клиентом, основные фразы, ответы на часто задаваемые вопросы).

Когда помощь клиенту – не по сценарию

Недавно я столкнулась со следующей ситуацией: я сделала заказ в интернет-магазине детской одежды Reima. Заказала резиновые сапоги, оплатила сразу же. Выбрала доставку DHL (вроде бы известная логистическая компания, да?).

Практически тут же мне звонит менеджер, чтобы уточнить дату доставки. В этот момент я понимаю, что хочу заказать ещё и кепку. Разворачивается такой диалог:

Я: Можно, мне, пожалуйста, добавить к заказу ещё кепку?

Менеджер Reima: Нет, добавить уже нельзя, сделайте, пожалуйста, отдельный заказ.

Я: Хорошо, а мне смогут доставить и кепку, и сапоги в один день? Одной доставкой?

Менеджер Reima: Да, конечно, просто когда позвонит курьер, предупредите, что у вас две посылки сразу.

Я: Понятно. Но кепка стоит (не помню точную сумму, поэтому скажу "N-рублей") N-рублей. Это на 100 р. меньше, чем нужно, чтобы доставка получилась бесплатной.

Менеджер Reima: Да, всё верно.

Я: Но у меня ведь будет одна доставка на две посылки. И сумма первой перекрывает минимальный заказ для бесплатной доставки. Я ведь заказ свой по факту увеличиваю. Это глупо – что при этом мне нужно дополнительно платить за доставку.

Менеджер Reima: Сожалею, ничего не могу сделать для вас.

Я: Окей, тогда кепку я брать не буду.

Я работала в продажах и понимаю, что практически всегда можно сделать для клиента то, что ему нужно. Как ему будет удобно. Особенно в случае, когда клиент увеличивает чек.

По итогу я осталась без кепки, а сапоги вместо 5 мая приехали ко мне только 15. Хотя я стойко пыталась их отвоевать – даже написала в Facebook их топ-менеджеру (должность, указанная у неё – "DTC Director"). И всё это время ни Reima, ни DHL не могли мне чётко ответить, где сапоги, кто их везёт, когда мне вернут деньги (я уже оформила возврат). Просто однажды в пятницу курьер привёз заказ, который я уже и не ждала увидеть.

Когда кризис подталкивает компанию к клиенту

Однако, есть ряд компаний, со стороны которых я вижу движение к клиенту. Я осознаю, что сделано это лишь из-за действия "карантинных" мер. И всё же приятно. Что делают компании сейчас? Как "включают" #клиентоориентированность?

Во-первых, переходят в #мессенджеры. Ясно, что тенденция перехода зародилась ещё до сегодняшнего кризиса, и у многих WhatsApp и Telegram мессенджеры уже были внедрены в CRM-системы (прим.ред.: CRM – customer relationship management – система управления взаимоотношений с клиентами). Но кризис подтолкнул сделать то же самое и тех, кто находился в стороне.

Во-вторых, сообщения становятся более личными. Не просто общая рассылка: "Всем привет, мы открылись в формате пункта самовывоза по адресу...". Менеджеры стараются делать обращения персональными: "Ольга, здравствуйте! Это Александр из Технопарка, я вам обычно клеил стекло на телефон. :) [далее информация про самовывоз и бесплатную доставку] Может, вам нужно что-либо? Или я могу вас как-то проконсультировать?".

Вроде бы – ничего особенного. Но для российских компаний – это новый уровень клиентоориентированности.

Вот, кстати, список тех компаний, которые "выходят из тени" (по результатам опроса среди моих знакомых):

  • Технопарк
  • 12 Storeez
  • Котофей
  • Catery.ru
  • Эконика
  • ЦУМ
  • Бюстье
  • Chopard

А ваше руководство уже адаптировалось и перестроилось?

А вы, как руководители, что думаете на этот счет?

Пишите в комментариях, или на почту lomonosovresearch@yandex.ru.

Автор статьи: Ольга Дробышева