Найти тему

Я не знаю, что говорить. Первый приём у психолога.

Как известно, более всего наша психика страшится неизвестности.

Относится это и к визиту к психологу / психоаналитику, если он планируется впервые.

«Что будет происходить? Что надо рассказывать, а что не надо? Я вообще не умею связно рассказывать! И совсем не люблю говорить о себе, а тем более, о своих чувствах».

Примерно такие соображения проносятся в голове и смущают человека, когда он планирует обратиться за психологической помощью.

В связи с этим хочу немного пояснить и сомневающихся успокоить.

Начнём с того, что существует 2 режима общения со специалистом:

1. Консультирование, касается какой-то достаточно узкой и конкретной проблемы в жизни человека, как правило, не требует большого числа приёмов (от 1 до нескольких).

Происходит разбор ситуации с точки зрения психологии, возможны практические рекомендации - по поведению, по изменению образа жизни, упражнения для корректировки психоэмоционального состояния и др.

 2. Терапия, возможна индивидуальная либо терапия отношений ( парная, семейная). Возникает при существенных длительных проблемах - недовольство собственной жизнью по многим аспектам, сниженное настроение, возрастные кризисы, продолжительные проблемы во взаимодействии с близкими людьми, сложности в устройстве личной жизни, а также сопровождение таких событий, как развод, утрата близкого человека и др.

Терапия может длиться месяцы и даже годы, в зависимости от глубины проблем и желаемого результата.

Терапия - это процесс, осуществляемый по определённым правилам. Наиболее частый вариант - приём 1 раз в неделю, в одно и то же время, по 1 часу.

Но есть «продвинутые пользователи», которые готовы погрузиться в исследование собственной психики и выбирают по 3-4 приёма в неделю, что приближает нас к классическому психоанализу.

На первом приеме люди часто говорят - я не знаю, что рассказывать, с чего начинать, на что я обычно отвечаю - начните с любого места, все, что мне будет нужно, я сама спрошу.

Готовиться к приему не нужно, готовить «складный рассказ» о своей жизни тоже. На самом деле, чем более спонтанна речь человека, тем больше она несёт информации для специалиста.

Ни один адекватный специалист не будет на первом приёме выспрашивать у клиента самые болезненные места его биографии, причинять эмоциональную боль.

Продвижение к непростым моментам происходит по мере готовности и инициативе клиента, после установления доверия к терапевту, когда клиент все больше готов раскрывать свой внутренний мир.

Терапевт всегда движется ЗА клиентом, т.е. работает с той информацией и тем актуальным запросом, который клиент принёс на данную сессию. Не терапевт выбирает, что именно «поправить» в жизни клиента.

И в заключение хочется сказать, как бы ни была тяжела проблема, с которой человек решился обратиться за помощью, практически каждый после первого приема даёт обратную связь - «мне стало легче, я высказался, меня выслушали, и даже, похоже, поняли».

Ведь быть услышанным и понятым - то, к чему стремится, наверное, каждый человек.