Земфира, «Би-2», «ДДТ», участники детских вокальных конкурсов исполняют песню Виктора Цоя «Кукушка». У одних исполнителей это песня-вызов, у других – исповедь. Ее ритм стучит в висках, отзывается в шепотом сердца. Какое послание оставил в ней Цой?
Первые строки текста – обращение к кукушке. Кукушка – вестница, вещунья. Кукушка – символ скорби, боли. Лирический герой измеряет свою жизнь не прожитыми днями и годами, а песнями.
В бешеном ритме своих гастролей он хочет получить ответы на вопросы о судьбе. Какая жизнь ждет? В полярных образах: город - выселки, камень – звезда – проступают грани жизни. Можно и в нервном ритме города иметь свою нишу, свои выселки, где можно жить вольно, в своем творческом мире. Конечно, не мертвым камнем ляжет на землю слово. Живое, мощное слово поэта жжет, горит звездой. Отсюда повтор, утверждение, восклицание.
Прямое, смелое обращение к солнцу выражает страсть лирического героя. Он заряжается силой, энергией светила, крепнет в своих идеях, питает жаром свободы строки. Вот почему слова горят огнем, мы словно загораемся, плавимся: «Вот так!»
В строю светлой памяти у каждого из нас возникают свои образы «сильных и смелых»… Это и наши ушедшие близкие люди, и великие поэты, музыканты, спортсмены. Они оставили свой след в наших душах. Возможно, их бой был явным, они полегли на полях сражений. А может, это был бой за право иметь свое мнение, бой с меркантильным миром, битва против своих пороков и заблуждений? Герой Цоя бросает судьбе вызов. Он кулаками готов отстаивать свое право быть другим, петь о своем поколении, его боли, делать ошибки, но идти своим курсом по тропе тех, кому верит. «В строю» единомышленников «Кино», конечно, он увереннее себя чувствует. Наверное, припев песни постепенно становится девизом:
Солнце моё, взгляни на меня!
Моя ладонь превратилась в кулак.
И если есть порох, дай огня!
- Вот так!
Тот, кто на пределе, будет его повторять в своих ситуациях обнаженных нервов. Сжимая кулаки в борьбе с лицемерием, косностью, подлостью, обращаться к светлым воспоминаниям, к солнцу в душе.
В финале звучит обращение к воле-вольной, вопросы, мучающие героя. Воля-вольная олицетворяется, превращается в деву, готовую терпеть удары плети, но оставаться чистой, обращенной к новому дню, новому рассвету:
Где же ты теперь, Воля Вольная?
С кем же ты теперь, ласковый рассвет встречаешь?
- Ответь!
Хорошо с Тобой да плохо без Тебя,
Головы да плечи терпеливые под плеть?
- Под плеть!
Да, в последние месяцы каждый по-своему тоскует по воле, понимает, почему «хорошо с Тобой да плохо без Тебя». Правда, в Воля Вольная, и местоимение, ее заменяющее, хочется по-цоевски писать с заглавной буквы.
Согласны? Или у вас есть свое толкование «Кукушки»?