Найти тему

«Бал-маскарад в Опере» Мане: разбор картины

Принято считать, что художники из круга импрессионистов обходили стороной серьёзные сюжеты, а вместо этого предпочитали делать зарисовки из современной жизни Парижа, показывать беззаботных горожан, заниматься изучением света и цвета.

Но среди них были и те, чьи картины намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Например, Эдуард Мане. Я уже делала разбор его загадочного «Бара в Фоли-Бержер», а сегодня предлагаю вам взглянуть на его «Бал-маскарад в Опере». 

Предыстория
Мане хотел представить эту картину на Парижском салоне 1874 г., но ее отвергли, посчитав неподобающей. Для Мане это было не в новинку: он уже успел до этого вызвать скандал своими полотнами «Олимпия» и «Завтрак на траве». Но что могло возмутить жюри в «Бале-маскараде»?

Цвет
Прежде всего картина неприятно удивляет обилием черного цвета, который импрессионисты, как мы знаем, совсем не жаловали. Тем не менее здесь он занимает чуть ли не половину картины.

-2

Почему? Мане изображает ровно то, что видит: на балы-маскарады того времени все мужчины надевали черные фраки. Черный цвет в одежде тогда вообще считался знаком современности. Заметьте, женщины тоже одеты по моде этого времени.

-3

-4

Что здесь происходит?
Перед нами разворачивается традиционный бал-маскарад в парижской Опере (к слову, сгоревшей дотла вскоре после написания картины). Мы видим общающихся дам и господ в вечерних туалетах, и эту черную толпу разбавляют пестро одетые фигуры, развлекающие гостей.

-5

Подобные мероприятия тогда были крайне популярны – они обязательно упоминались в путеводителях 1870-х гг. Балы-маскарады изображали многие художники, а еще они становились объектами многочисленных карикатур.

-6

И что тут возмутительного?
А для этого нам нужно изучить контекст. Балы-маскарады были очень популярным развлечением среди буржуазии – но не только потому, что это пышные светские мероприятия. У них был сильный эротический подтекст.

-7

Они предоставляли полную свободу участникам. Скрывая свое лицо, можно было свободно флиртовать или искать себе спутников на вечер. Причем в этом участвовали как мужчины, так и женщины.

Обратите внимание, что на этой картине Мане изобразил как женщин в черных платьях и в масках, так и женщин в пестрых нарядах (одна из них без маски). Первая группа – респектабельные дамы, которые обязаны скрывать свое лицо. Вторая – женщины, которые предлагают свою компанию… как правило, за деньги.

-8

Вы также могли заметить, что все мужчины здесь не носят маски. Ответ этому находим у Оноре де Бальзака, который остроумно замечает, что мужчины надевали маски только в случае, если были женаты и хотели «спрятаться» от своих супруг – или же хотели за ними прошпионить.

Что в итоге?
Современники видели в этой картине далеко не безобидное изображение веселящихся парижан. Перед нами праздник неприкрытой чувственности и гедонизма. Посмотрите на героев: всё их общение – это флирт и соблазнение.

Свешивающаяся ножка в светлом чулке в верхней части картины говорит нам ровно о том же. Скорее всего обладательница ножки привлекает внимание какого-нибудь господина. Здесь рождается интересная перекличка с картиной Жиро.

-9

Иными словами, эта картина демонстрирует обратную сторону респектабельного парижского общества – его разнузданность, скрытую под маской приличия.

-10

Согласны ли вы с такой интерпретацией? И как вам такой разбор «глазами современников»?)

Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!

Android | iOS

Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт