Найти тему
dominik toretto

Забытые герои первой мировой войны, Казаков Александр Александрович

Довоенное время

Один из выдающихся летчиков России, на своем счету имеет не мало сбивших самолетов. Первый ас России, второй по счету пилот использовавший воздушный таран, и первый пилот выживший при его использовании. Он настоящая легенда той бывшей Российской Империи.

Казаков Александр Александрович родился 14 января 1889 года в дворянской семье Херсонской губернии. Окончил Воронежский кадетский корпус в 1906 году, в последствии поступил в Елисаветградское кавалерийское училище которое он окончил в 1908 году, был выпущен корнетом в 12-м Белгородском уланском полку. А в 1911 был произведен в поручики. Ему очень сильно повезло что он попал в этот полк так как шефом этого полка являлся Австрийский император Франц-Иосиф I. 2 декабря 1908 году получил свою первою медаль – бронзовую юбилейную медаль с портретом императора Австрийской империи в маршальском мундире. Если ли бы авиация в России появилась чуть позже, то Казаком впоследствии смог бы стать обычным офицером кавалерии. Но этого не произошло так как Александр подал рапорт о переводе его в авиаотдел Офицерской воздухоплавательной школы. Рапорт утвердили. И с января по ноябрь 1914 года обучался на летчика. Окончил школу со званием военного летчика. И получил орден святой Анны 3-ей степени.

Первая мировая война

После окончание школы получил назначение в 4-й корпусный авиаотряд. Получил на московском заводе Дукс свой первый самолет "Моран-Ж" и был отправлен на фронт.

Рисунок 1 Первый самолет Александра
Рисунок 1 Первый самолет Александра

Первый его бой чуть не оканчивается для него смертью. Так как в воздухе у самолета загорелся двигатель, но он сумел его посадить. Следующие его действия были намного успешнее, он сумел провести успешную бомбардировку тыловых баз противника в Польше. Казаков изобрел оригинальной приспособление - "кошку с лапками" на тросе. С его помощью он рассчитывал зацепить аэроплан неприятеля, что, в свою очередь, должно было привести к взрыву капсюля и детонированию пироксилиновой шашки, прикреплённой к "кошке". Его первая воздушная победа произошла 18 марта 1915 года, также в этот день он совершил второй после Нестерова воздушный таран в результате которого он сбил немецкий аппарат типа ''Альбатроc''. За это он был пожалован Георгиевские оружием. В дневнике 4-го корпусного авиаотряда сохранилась запись о вылете поручика А. А. Казакова: Это был участок фронта 5-й русской армии в районе деревни Гузов (западнее реки Вислы, правый её берег). Высота полёта неизвестна. Есть лишь сведения, что за 17 минут «Моран – Ж» набирал 2000 метров и мог встретить противника, который снижался для бомбометания.

Вот как об этом бое пишет сам герой:

«Проклятая кошка (якорь) зацепилась и болтается под днищем самолёта... Тогда я решил ударить «Альбатрос» колесами по его верхней поверхности. Недолго думая, дал руль вниз... Что - то рвануло, толкнуло, засвистело, в локоть ударил кусок крыла моего «Морана». Неприятельский «Альбатрос» наклонился сначала на один бок, потом сложил крылья, и полетел камнем вниз... Я выключил мотор - одной лопасти на моем винте не было. Я начал планировать, потеряв ориентировку, и только по разрывам шрапнели догадался, где русский фронт. Садился, парашютируя, но на земле перевернулся. Оказывается, удар был настолько силён, что шасси было вогнуто под крылья...

В сентябре 1915 года Александр Казаков возглавил 19-ый корпусный авиаотряд, штаб-ротмистр. К тому времени он уже летал на новом самолете, а точнее на самолете типа “Ньюпор 9” который был оснащен пулеметом системы Максима. Но из-за отсутствия синхронизатора оружие пришлось ставить под углом, а потому неприятеля можно было атаковать лишь с позиции "снизу сзади". 27 июня 1916 года, когда произошёл Брусиловский прорыв, Казаков одержал вторую свою победу. И в течении месяца он сбил еще пять самолетов тем самым он мог иметь право на звание аса. В августе 1916 года он стал командиром недавно сформированной 1-ой истребительной авиагруппой. Изначально группой руководил А. В. Залесский. Но со временем вопросы, касающиеся именно боевых действий, перешли в ведение более опытного и компетентного в этом вопросе штабс-ротмистра Александра Казакова, на долю же Залесского и его преемника штабс-капитана П. О. Якобашвили остались лишь вопросы снабжения и штабной работы. В сентябре 1917 года был произведен в подполковники, а с ноября 1917 года — исполняющий должность командира 7-го авиационного дивизиона, был избран командиром 19-го корпусного авиационного отряда. Но из-за плохого здоровья и прекращения войны был отправлен в Киев для лечения, затем перебрался в Петроград. Тогда Казаков посещал Троцкого, пытался сработаться с Советской властью. Но пожив некоторое время в Петрограде он убедился, что “Советская власть губит Россию” поэтому он перешел на сторону “белых”

Гибель

1 августа 1919 года Казаков вылетел из Двинского Березника чтобы проводить своих друзей Модраха и Белоусовича которые уплывали к колчаку. Тогда самолет стал набирать высоту и перейдя в отвесное пикирование, врезался в землю. Когда его вытащили из самолета он еще был жив, но, когда подоспела помощь он умер в возрасте 30 лет. Похоронили Александра Казакова на краю аэродрома Двинской Березник. На могиле поставили надгробие из двух перекрещенных пропеллеров, а на белой доске вывели надпись: «Лётчик Козаков. Сбил 17 немецких самолётов. Мир праху твоему, герой России».