Представитель Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России Мелита Вуйнович считает, что после завершения первой, по всему миру может последовать вторая волна коронавируса.
Это вполне реальный сценарий: осенью в разгар традиционной эпидемии ОРЗ коронавирус вполне может оживиться, и никакими масками и перчатками от него не защититься. Если это произойдет, то мировая экономика уйдет в состояние депрессии, упадет потребление нефти и цены не нее, а нас снова ждет самоизоляция со всеми вытекающими последствиями.
По оценкам ЦБ, месяц самоизоляции приводит к потере 1,5-2% ВВП России в годовом исчислении. То есть, как минимум, 4% экономики страны мы уже потеряли из-за самоизоляции. Не меньше составили потери из-за обвала цен на нефть: только по официальным данным, примерно 40% доходов бюджета в прошлом году составили поступления нефтегазового сектора. Реально эта доля больше – нужно учитывать налоги и траты компаний, обслуживающих предприятия ТЭК.
Так что процентов 10 наша экономика в этом году уже лишилась. Но еще не вечер… Конечно, Минэкономразвития и подчиняющийся ей Росстат такую цифру не озвучит.
Это еще не все. Аналитики предрекли, что в этом году закроется около 2 млн предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), то есть треть от всех пока еще живых. Цифра вполне реалистичная, если учитывать, что в прошлый «благополучный» год обанкротилось 700 тыс предприятий МСБ.
Если на каждом предприятии МСБ работало 3-5 человек, то посчитайте сами, сколько у нас появилось новых безработных и сколько семей потеряют средства для существования.
Почему эти компании не смогли продолжить работу? По двум причинам. Первая – низкий потребительский спрос, у людей просто нет денег для покупок вследствие чего произведенные товары и услуги не находят покупателя. Вторая – высокий налоговый и коррупционный пресс, делающий реальных бизнес убыточным при соблюдении всех законов и нормативных актов.
Сейчас второй фактор никуда не исчез, налоги наши власти снижать не хотят. А те поблажки, которые предоставлены МСБ, во-первых, коснутся далеко не всех, а только компаний из «наиболее пострадавших» отраслей. Во-вторых, они недостаточны, и только лишь отсрочат печальный финал многих, поскольку главная проблема – низкий спрос населения, не решена.
Второй удар коронавируса наша экономика не переживет, и он отбросит нас на уровень Мозамбика или Никарагуа. Не применять режим самоизоляции будет нельзя: больницы не справятся с числом заболевший, а морги – с числом умерших. Так что внутренний спрос еще раз упадет. Продавать на внешний рынок нам кроме нефти, газа и металлов нечего – востребованной в мире конечной продукции наша страна не производит.
Вакцина вряд ли будет разработана к осени, а если и будет, то окажется по карману далеко не всем, если учитывать, что стоимость ранее копеечных масок выросла сейчас в сотни раз.
Ни на какие меры реальной поддержки населения власти не пойдут, потому что денег в бюджете нет, а занимать их негде. Можно, конечно, снизить расходы на госаппарат и закрыть все «национальные проекты», реализация которых позволит повысить ВВП лишь на 0,5 процентных пункта в год, а затраты на них составят около полторы доходных части годового бюджета. То есть окупаемость этих вложений составит сотни лет, а с учетом инфляции – бесконечность. Но Путин неоднократно говорил, что нацпроекты сокращаться не будут.
Так что долларовый запас сейчас, как никогда, не будет тянуть карман.
Мы всегда рады обратной связи с читателями! Если Вам понравилась публикация - ставьте лайки и пишите комментарии. Будем очень благодарны за подписку на наш канал!