Текущая ситуация вынудила все образование перейти в онлайн. Что делать, если некоторые проекты не могут выполняться без специального оборудования? Как быть, если ребёнок теряет мотивацию к занятиям? Возможно ли эффективно дистанционно сопровождать групповые проекты детей? И что нужно сделать наставнику, какие новые компетенции развить, чтобы помочь себе и обучающимся? Все эти вопросы обсуждали сотрудники образовательных организаций дополнительного образования в формате онлайн-совещания.
Более ста специалистов центров «IT-куб» и детских технопарков «Кванториум» в интерактивном онлайн-формате обсудили проблемы перехода в дистанционный режим, а также предложили конкретные решения.
Цели совещания:
- познакомиться друг с другом
- обсудить поражения и победы
- попробовать решить конкретные задачи
- систематизировать находки и уйти с новым опытом
- договориться о новых встречах
Также одной из задач встречи было на практике применить несколько онлайн-сервисов, которые могут пригодиться в дистанционной (и не только) работе. После обсуждения текущей ситуации и обмена опытом, для проведения мозговых штурмов на заданную тематику, участники поделились на группы. Работа прошла по нескольким этапам.
Организационно-технический блок
Обсуждали типичные проблемы в организации дистанционных занятий: от отсутствующего у детей интернета до родителей в кадре. Группы использовали удобный бесплатный инструмент https://padlet.com — сперва перечисляли проблемы, а потом коллективно искали решения. За работой на всех этапах следили модераторы и организаторы из Фонда.
Ознакомиться с полными результатами работы групп можно по ссылкам:
https://padlet.com/yunetta/hb8txloebjsiyv7j
https://padlet.com/yunetta/gyjd297gq2zaynh6
https://padlet.com/yunetta/wljg4c0ywxfnc84a
Мотивация
Как мотивировать ребенка, у которого вся деятельность свелась к работе за компьютером, провести еще полтора часа в Zoom? Как сохранить интерес к занятиям без оборудования и без личного контакта? На эти вопросы участники постарались ответить с помощью ментальной карты.
Ментальные карты групп доступны по ссылкам:
https://www.mindmeister.com/1487937558?t=OoWhXP16Dn
https://www.mindmeister.com/1488110516?t=S31X2W2rqC
https://www.mindmeister.com/1488114906?t=Iid6fPpOgX
Перевод содержания в онлайн
По опросам, проведенным организаторами, именно это оказалось самым сложным для наших наставников. Участники делились цифровыми ресурсами: сайтами, платформами, программным обеспечением, — которые помогают им на занятиях. Потом специалисты разных направлений пытались придумать, как можно использовать ресурс в своей работе, обсуждали совместные кейсы на стыке областей знаний. Например, специалисты био-направлений могут рассказать о вирусах или посоветовать релевантные источники информации, а 3D-моделлеры смоделируют вирус под микроскопом. Ребята или наставники из направления «Космо» поделятся интересными сюжетами из истории освоения космоса, а разработчики из VR/AR расскажут, как можно сделать игру на эти темы.
Несмотря на сжатый формат, участникам удалось поделиться опытом, зафиксировать ключевые идеи и попробовать поработать онлайн, используя разные инструменты.
Впечатления участников:
Василий Федоров, руководитель центра «IT-куб» (Екатеринбург):
«Для меня, как для руководителя, встреча была особенно полезна, так как организация показала как возможно проводить работу с сотрудниками и преподавателями в онлайн формате с использованием различных инструментов; диаграмм, дашбордов, таймеров. Коллеги из других регионов поделились ценными знаниями по организации образовательного процесса, проведена работа с кейсами. На простом понятном языке разобрали решение, как вести себя в условиях преподавания на дистанте, как готовиться к занятиям, работать при сбоях связи и много другое. Благодарю за полезное мероприятие, с удовольствием приму участие в них в будущем».
Ирина Кузнецова, заместитель руководителя Департамента образовательных проектов, куратор сети центров «IT-куб» и сети детских технопарков «Кванториум»:
«Мы хотели собрать коллег для обмена опытом — максимально честного, но продуктивного. Не хотелось долго жаловаться, все мы понимаем, что ситуация сложная, но от этого только интереснее. Мы хотели вдохновить участников на общение с другими направлениями: когда заканчиваются свои идеи, всегда можно придумать новые со своим коллегой. Хотелось мотивировать наставников, ведь мотивация сейчас нужна не только детям, но и всем нам. Кажется, у нас получилось. Планируем новые встречи и ждем всех желающих».
После презентации идей участники разошлись на их дальнейшую проработку, многие уходили как раз на занятия. Надеемся, что постепенно онлайн-инструменты действительно станут для нас новыми возможностями, а не только чем-то сложным и отнимающим время.