Автомобильная история Восточного блока ограничивается в основном более или менее удачными копиями автомобилей из мира "гнилого капитализма". Однако одна из них заслужила признания. Простой седан стал экспортным хитом СССР и по популярности превзошел оригинал. Благодаря ему сбылась окончательно мечта Сталина о постройке советского города типа Детройта. "Многое в Советском Союзе было плохо". Основанная на больной идеологии экономика стала инициатором впечатляющих фейлов ошибок. Тем большее впечатление производят, таким образом, те достижения, которые оказались успешными. Одна из таких позитивных историй, которая, казалось бы, не имела права случиться, началась 50 лет назад.
Одной из основных амбиций, последовавших за правлением Советского Союза, было развитие процветающего автомобильного сектора. Это вписывалось в идеологию удовлетворения потребностей трудолюбивых рабочих городов и сел. Наверное, большей мотивацией для большевиков был вид больших, тлеющий заводов, в которых из тонн металла льют двигатели рабочие в поте лица.
Такой картиной можно было не только похвастаться в пропагандистских СМИ, но и сыграть на носу "гнилым капиталистам". Когда в конце 20-х гг. Сталин отдал практически невозможную для реализации задачу развития автомобильной промышленности, когда в США лучшие заводы уже пыхтели на весь мир. Тогда центром промышленности считался город Детройт. Приказам Сталина не стоило возражать, поэтому в 1930-е годы были поставлены в рекордно короткие сроки два первых советских автозавода: ЗИС в Москве и газ в Горьком (сегодня Нижний Новгород). Второй из них стал ключевой составляющей нового, образцового социалистического города, который свою силу находил именно в автомобильной промышленности. В достижении этой цели, конечно, помогли ... американцы. За планом и инвестициями присматривал Аллан Остин, сын основателя компании Austin Company из Кливленда, который, впрочем, и по сей участвует в крупных строительных инвестициях.
Советский Детройт
Автомобильная революция шла перед войной очень неохотно, но новые реалии после оттепели, инициированной Хрущева позволили сделать второй подход, тем более с еще более впечатляющими масштабами. Новый секретарь ЦК КПСС в качестве партнеров в выполнении этой задачи принял связанные коммунистическими симпатиями итальянцев. В течение нескольких десятилетий, приходящихся на середину XX века, Коммунистическая партия там пользовалась высокой общественной поддержкой и объединяла несколько миллионов работающих итальянцев, в том числе и тех, кто работал в Fiat.
Помимо братской идеологии, руководство туринского концерна увидело в Советском Союзе еще и большие деньги. Подписанный в 1966 году Акт о создании компании АвтоВАЗ стоил, с учетом инфляции, эквивалентно сегодняшним четырем миллиардов долларов. Это была крупнейшая промышленная инвестиция в истории СССР. Это не тот титул, которым может похвастаться первая лучшая фабрика. План заключался не только в том, чтобы поставить завод. Результатом работы стала удивительно прочная и строгая конструкция автомобиля. Двигатель 1,2 мощностью 58 л. с. в аварийных ситуациях можно было запускать рукояткой, которая являлась обязательным элементом оборудования багажника вместе с комплектом ключей и сервисной лампой. Дисковые тормоза задней оси были заменены на более дешевые в обслуживании барабаны. Советские стахановцы тем временем не жалели толстой стали при изготовлении кузова, подвески и других элементов, ориентированных на износ.
В сочетании с тем, что эта модель получила прозвище Копейка (грошик), Жигули удалось, наконец, сделать то, чего не удалось ни одной машине перед ним: моторизовать Советский Союз. Завод в Тольятти быстро начал раскручиваться и уже в 1973 году достиг производительности на уровне 660 тыс. машин в год.
Это была просто склоняющая перед собой мощь автомобильной промышленности. Возвращавшиеся с посещения советских заводов визитеры из Европы или США не без удивления признавали, что это один из самых современных автозаводов в мире. Наряду с большим количеством рабочих, автомобили производили в нем и передовые машины, приобретенные, в частности, в Японии. Как и в случае с ГАЗ до войны, и здесь целью было создание города, обросшем вокруг крупными промышленными предприятиями. В качестве базы был выбран город на Волге, который был переименован в честь итальянского лидера Коммунистической партии Пальмиро Тольяттима. За четыре года был построен огромный комплекс, который привлек в Самарскую область более ста тысяч новых рабочих.
В централизованном хозяйстве автомобиль должен был строиться здесь от А до Я. В Тольятти не только монтировали целые автомобили, но и выдували стекла, плавили резину для шин и шили сиденья. 19 апреля 1970 года город выпустил первый экземпляр 2101 Жигули.
Запад смотрит с признательностью
На первый взгляд Жигули (названный так в честь раскинувшегося вдоль Волги горного хребта) выглядел копией Fiat 124. Действительно, советский автомобиль был тесно связан с выпускаемой в Италии с 1967 года очень успешной моделью (первый fiat, получивший титул европейского автомобиля года), но в слабых местах был улучшен. До боли упрощенной и усиленной конструкции. Всего таких поправок, направленных на соответствие итальянского автомобиля советским реалиям, было более восьмисот. Поэтому, когда в 1974 году Fiat прекратил производство модели 124 и разрешил отправку Жигулей на экспортные рынки, АвтоВАЗ открыл вторую, еще лучшую главу в своей истории. В середине 70-х гг. автомобиль, уже известный как Lada 2101, оказался удивительно популярным даже в таких странах, как Испания или Великобритания. The Guardian описал его в своем тесте следующими словами: "У Lada есть свои недостатки, но по сравнению со всеми автомобилями, которые были сделаны в Советском Союзе до сих пор, это настоящий прорыв".
В Тольятти имели право бить бутылки шампанского. Жигули имел имиджевый и экономический успех. Всего было выпущено 4,8 миллиона единиц этой модели. Был момент, когда этот советский седан был вторым по популярности автомобилем на земном шаре. Однако в конечном итоге это был успех, который уже никогда не удавалось повторить.
Возвращение к реальности
Последующие обновления конструкции приходили слишком поздно, и их было слишком мало, чтобы поддерживать популярность даже в то время, когда основными преимуществами были простота и низкая цена. После окончания производства Жигули спустя восемнадцать лет после его начала, заменяющие его модели все больше отходили от современных автомобильных стандартов. В 2014 году АвтоВАЗ, то есть де-факто весь Тольятти, бывшая гордость Советского Союза, был приобретен компанией, подконтрольной в 2/3 Renault. В настоящее время на этом месте производится Лада Гранта, которую можно считать дальним преемником Жигулей. Он по-прежнему является одним из самых популярных автомобилей во всей России.
Однако сегодня приватизированные заводы представляют собой лишь тень" Советского Детройта " 50-летней давности. Согласно правительственному отчету, Тольятти в настоящее время является одним из самых бедных городов во всей стране. И служит живым свидетельством всех добрых и трагических сторон времени, справедливо прошедших.