Найти в Дзене
Комитет поэтики

К вопросу о толерантности

Толерантность подразумевает терпимое отношение к поведению другого, даже если оно не укладывается в ваше понимание нормальности. В итоге может показаться, что сторонники толерантности попадают в определенную ловушку: если вы терпимы, то терпите всё, а если вы не терпите - вы предаете свои принципы. И как всегда, на помощь философской проблеме спешит социология.

В социологии существует так называемая "Гоббсова проблема": как вообще так получилось, что люди до сих пор не поубивали друг друга? Как так возможно, что получается социальный порядок? Причем, в своем "Левиафане" человеческая "хорошая" природа древних греков Гоббсом была отвергнута. "Если вы такие хорошие и думаете, что люди хорошие - чего ж вы дверь на замок закрываете. А когда крупную сумму денег, берете с собой - охранника, поди, нанимаете?" - спрашивал Гоббс. Итак, мы не доверяем друг другу, так как же города не завалены горами трупов? Ок, даже не так, как эти города вообще построены?

Весьма влияетельным ответом на "Гоббсову проблему" является решение основателя этнометодологии Гарольда Гарфинкеля. Вы понимаете, говорит Гарфинкель, нам кажется, что существует некий "нормативный порядок", некий предзаданный каркас порядка, но нет. Начнем с того, что горы трупов в городах лежали. Варфоломеевская ночь, например. Но жить в такой обстановке каждый день, выстраивать из этого повседневную жизнь невозможно. Люди, оказавшись лицом к лицу на долгое временя, все равно договариваются, потому что хотят жить.

И получается, что каждый элемент этого кажущегося монолитным и взаимосвязанным порядка - это результат огромного количества договоренностей по вопросу здесь и сейчас. Порядок повседневнен и конкретен. Из договоренности конкретных жителей соседних домов выросли все эти порядки, ставшие всеобщими. Так протестанты стали жить с католиками в одном городе по всей Европе. И попытки нарушить этот статус кво карались государственной машиной.

Вот вам важный пункт в истории толерантности.

 Варфоломеевская ночь
Варфоломеевская ночь

Новая проверка на прочность была в 20-ом веке на основе идеи наций и идеи классов. Горы трупов лежали в окопах, городах, концлагерях и тюрьмах. Но, оставаясь лицом к лицу, люди все же договаривались. И договорились, что французы будут жить в одном городе с немцами, австрияки с венграми, и все они - с арабами, евреями и жителями стран Африки. Еще один пункт в истории толерантности. Конечно, всегда есть проблема санкций за неисполнение статуса кво. Но, надеюсь, мою мысль вы поняли.

Толерантность - это не моральный абсолют. Не божественный закон. Это предмет мирного договора. "Мы терпим друг друга до тех пор, пока". За нарушение его должны наступать санкции. Договоры могут пересматриваться, если противоречия накопились. Но важно помнить, что толерантность - это не подставить правую щеку, если ударили по левой. Но, однако,это и не мгновенное подавление другого. В слове "договор" средство заключения согласия прописано очень ясно - надо говорить и надо пытаться понять. 

Как говорил Жижек, будьте как кунг-фу Панда: будьте белым, черным и азиатом одновременно.

And so on, and so on
And so on, and so on