Думаю, не я одна ждала третьего сезона как манны небесной. Этот сериал здорово поднял планку так называемого "массового" продукта, показав, что даже в развлекательном шоу могут быть затронуты по-настоящему серьезные, актуальные философские темы. И вот, спустя два года после второго сезона Джонатан Нолан выдал-таки зрителям продолжение, которое... а вообще что это было?
Надо сказать, что и ко второму сезону у фанатов была масса вопросов, но, как по мне, "Дверь" (именно таким было его "кодовое" название) вполне перешагнула отметку "смотрибельно", хотя до первого, конечно, не дотянула. Но с продолжениями крутого проекта проблемы возникают у 90% шоураннеров, это известный факт, потому что начало писать всегда легко (можно увлечь зрителя новизной, да и творческого запала еще достаточно), а вот чтобы и продолжение было крутым, нужно самого себя перещеголять, что под силу не каждому. Опытные режиссеры, если изначально планируют снимать несколько частей одного проекта, не вкладываются в первую часть на 100%, чтобы потом не столкнуться с такой вот почти неразрешимой задачей: как поднять планку еще выше, если она и так улетела в космос.
Но, повторюсь, второй сезон вышел вполне нормальным. Основные ожидания, связанные с ним (увидеть, как машины крошат людей за то, что те их мучили), оправдались, а большего и не надо. Понятное дело, что не восстание роботов было изначальной целью этой истории, поэтому каки-то там битв в духе "Игры престолов" там не должно было быть. Второй сезон должен был стать мостиком к третьему, который и должен был нам показать главное: развитие персонажей, переход их на новый уровень не только в плане интеллекта, но и психологии.
И вот в середине прошлого года появились первые тизеры. Я сразу подумала: вот круто, что авторы сериала решили сменить антураж, не стали до победного эксплуатировать тематику дикого запада, которая должна была остаться в парке, и осталась. Вместо этого они решились на смелый эксперимент и поменяли сам жанр своего произведения, а этого, надо сказать, я вот лично еще не видела ни в одном шоу. На этом восторги и кончились.
Первые две серии я ждала в ожидании, что вот-вот начнется действие. Потом прошли еще две серии, и еще. Все бы ничего, но в этом сезоне ВСЕГО 8 серий, то есть на разгон времени нет от слова вообще. Но вместо того, чтобы сразу обозначить мотивы персонажей, их стратегии, их цели, нас заставляют наблюдать за тем, как герои идут туда, потом идут сюда, потом идут вон туда и снова сюда. Делают они это с о-о-очень серьезными лицами, как будто у всего этого есть какой-то смысл, а его... нет. Ну просто нет.
А теперь по порядку.
Человек в черном
Сам актер Эд Харрис (Человек в Черном) очень осторожно, но все же упрекнул в одном из интервью авторов сериала в том, что у его героя нет сюжетной линии в этом сезоне. Ее и правда нет, о НИЧЕГО не делает в этой части истории. Единственная серия, посвященная его персонажу, та, в которой он беседует со своими альтер-эго, вызвала интерес, но итога у этого эпизода не было никакого. Он не изменился как персонаж, он продолжил болтаться в воздухе, как будто так и надо.
За этим героям лично я наблюдала очень внимательно все три сезона. Во в тором сезоне его линия была продолжена очень качественно: мы узнали о его жизни вне парка, его семье, увидели какое-никакое развитие в эпизоде, где он решил помочь Лоренсу. Параллель с судьбой Джеймса Делоса, его тестя, вообще была шикарна.
Что в третьем сезоне: Долорес засунула его в психушку (давно пора было), его оттуда вытащил Бернард, потом он вдруг (!) решил, что ему нужно убить все машины. В последней, восьмой серии (самой качественной, кстати), Уильям пафасно говорит, что собирает ни много ни мало спасти мир, и ... умирает в сцене после титров. Ну, может, и не умирает, но это все равно ужасно тупо.
Вообще смерть Уильяма-человека, если он действительно умер, - фатальная ошибка сценаристов. Его сюжетная арка не окончена, и если его путь за него дальше будет проходить его роботизированная копия, это будет означать, что сценаристы сами перечеркнули то, о чем говорили два сезона.
Бернард
Еще один персонаж, которых буквально ходит из угла в угол весь сезон. Кто-то может сказать, что он сделал на протяжении этих восьми серий? Как он повлиял на развитие действия? Да, он вытащил Уильяма из психушки (лучше бы там и оставил), но это могло произойти и без его участия. В конце второго сезона был четко намечено будущее противостояние между ним и Долорес. Это был шикарный ход, учитывая, то Бернард - это созданная Долорес копия Арнольда, то есть создателя Долорес. Именно их взаимодействие должно было двигать сюжет. В итоге ничего и этого показано не было.
Долорес и Мэйв
Вот мы и добрались до моей главной претензии. Богиня Карающая и Богиня Оберегающая - так окрестили фанаты этих героинь после второго сезона. Их противостояние намечалось тогда и было показано теперь, но КАК! Конец второго сезона четко определил, кто кому должен противоборствовать, кто какие цели имеет. Долорес должна была пытаться наказать человечество за жестокость к машинам (если все чудовищно упрощать), а Мейв вроде как должна была вместе с Бернардом ей в этом мешать. Первая серия как бы и продолжает эту идею, но уже во второй серии она растворяется в невыносимом БРЕДЕ. Нет, правда, это просто бред. Я долго пыталась это отрицать, защищала третий сезон от тех, кто его ругал, думала (вплоть до восьмой серии), что у сериала еще есть время вырулить на те рельсы, которых прокладывались в первом и втором сезоне, и с которых он почему-то срулил в сторону. Но... нет.
Итак, в конце второго сезона Долорес выбралась из парка, чтобы навалять людишкам. Ок, принимается. Мейв путь Долорес не разделяла, но и мешать ей не собиралась. Ок, принимается. Но почему же в третьем сезоне все показано в точности до наоборот?! Теперь у нас Долорес хочет спасти человечество, а Мейв выступает на стороне Серака, который держит человечество в рабстве, а машин вообще хочет всех убить.
То, что Долорес, оказывается, все это время хотела спасти людей, а не уничтожить, становится понятно в самом конце сезона. Видимо, создатели хотели сделать из этого крутую интригу, но вместо этого получилась откровенная шляпа. Этот сериал с самого начала играл со зрителями в угадайку, но в первом и во втором сезонах это было подано красиво. Из под зрителей не пытались выбить табуретку, говоря при этом "Ну вот посмотрите, круто же придумано! Вы свалились, не ожидали? Ха-ха-ха". Хороший сюжет должен быть запутанным, но его цель должна быть не в том, чтобы запутать зрителя, а в том, чтобы привести его в разгадке в конце концов. Что мы видим тут: смотри, этот - плохой, а этот - хороший. Нет, теперь этот - плохой, а тот - хороший. Как мы должны понять, кто плохой, а кто хороший, если нам не показана мотивация героев, логика их поступков?
Почему Мэйв решила, что Долорес хочет навредить машинам? Почему Долорес просто не объяснила своего плана Мэйв и Бернарду, чтобы те ей не мешали? Почему Долорес вообще вдруг решила не карать человечество?
Эволюция сознания Долорес - одна из главных линий сюжета сериала. Сначала она была няшей, потом стала Терминатором, потом снова должна стать няшей, ок, принимается. Нам показали, как она стала Терминатором, но почему не показали обратного пути? Что на нее так повлияло? Остается только додумывать.
Вывод
Третий сезон абсолютно ничего не дал развитию сюжета. Мы вернулись ровно к той же точке, на которой был законен второй: Долорес (хотя уже не Долорес) хочет уничтожить мир, Уильям (хотя уже не Уильям) снова злодейский злодей, а Мейв, Бернард, а теперь уже и Калеб будут им в этом мешать. Спрашивается, этого ли мы ждали два года?
А что вы думаете по поводу третьего сезона "Мира дикого запада"? Я этом обзоре я не касалась положительных моментов, хотя они были. Быть может, положительного было все-таки больше?
Если вам понравился обзор, я могу сделать похожий разбор на финал "Игры престолов". Подписывайтесь на канал, ставьте палец вверх и пишите в комментариях, если вам нравится эта идея.