Где-то в интернете видел информацию что россияне закупились продуктами на 3,5 месяца вперёд, не уверен насколько эта информация правдива, но в данном случае это вообще не важно хотя это действие и называется паническая покупка, но к реальной панике она на самом деле мало относится, вообще паника — это состояние интенсивного страха перед реальной или предполагаемой угрозой причем страха настолько сильного что он доминирует над разумом и логическим мышлением. Так что, паникующий человек может совершать иррациональные действия, но согласитесь, что покупка продуктов — это вполне себе здравая и что важно обдуманная идея, так почему же люди так делают?
1. Страх перед неизвестным.
Если прямо сейчас по телевизору вам скажут что через неделю станет например очень холодно, или будет супер ураганный ветер, или всем нам придется сидеть неделю дома вы скажите окей, пойдете закупитесь продуктами на одну две недели и будете спокойно сидеть потому что вы прекрасно понимаете с каким видом угрозы вам предстоит столкнуться и что жизнь то на этом не заканчивается а через неделю всё восстановится.
Но с корона вирусом ситуация совсем другая мы понятие не имеем что это за вид угрозы такой что будет дальше и насколько плохо все в итоге будет поэтому в такой ситуации мы стараемся хоть что-то привычное чтобы подготовиться правда фактах неизвестности вносит свои коррективы и вместо одной пачки гречки мы берем пять,
просто для того что бы успокоить себя отсюда мы плавно перетекаем к причине номер 2.
2. Чувство контроля над ситуацией.
В таких условиях люди чувствуют необходимость сделать что пропорционально как они считают уровню кризиса и так у меня есть дома запасы еды, и я таким образом чувствую некий контроль над ситуацией хотя в реальности это не фига не так и закупка еды не добавляет никакого контроля, а вот усиленные меры гигиены добавляют, но для многих мытье рук кажется слишком обыденным делами не соответствует уровню угрозы.
3.Неприятие потерь.
Люди вообще не любят что-либо терять, эти старые лыжи на балконе какие-то ненужные вещи в шкафу с одним лишь аргументом, а вдруг пригодится, также и тут если позже мы поймем, что нам нужна гречка, но мы ее не получили, когда у нас была возможность, вот в такой ситуации действительно становится плохо ведь для человека не ничего хуже, чем э-эх, а ведь была возможность, и наконец причина четыре.
4. Стадное мышление.
Если на корабле все бегу за спасательными шлюпками, то вы тоже будете бежать за ними не зависимо от того тонет корабль или нет, аналогично и здесь мы видим, что все закупаются фиг с ним с логикой мы тоже лучше закупимся, а думать будем потом уже с запасами, а то мало ли может быть они действительно что-то знают, да еще сюда подключаются всякие интернет и всякие соц. сети где постятся картинки как все заканчивается это дополнительно провоцирует людей, окей с продуктами мы разобрались.
Но зачем людям туалетная бумага?
Во-первых, туалетная бумага ассоциируется больше с какими-то базовыми потребностями
нежели например, шампунь или бумажные полотенца, а в экстренных ситуациях нам абсолютно по барабану что какой-нибудь квадрат Малевича это шедевр почему это так нам важно поесть попить ну и ещё какие-то другие дела сделать
Во-вторых, туалетная бумага ассоциируется с соблюдением гигиены и не имеет альтернатив.
В-третьих, сам факт обладания туалетной бумаги даёт нам какое-то успокоение
В-четвертых, обсуждение бумаги сделало в интернете ее символом
И последнее у туалетной бумаги есть удивительное свойство она очень объёмная, а чем более объёмная упаковка чем меньшее количество пространства она занимает на полке.
С покупками разобрались теперь давайте поговорим почему же люди так любят распространять фейки, т.е. ложную информацию?
Прежде всего здесь нужно понимать что большая часть информации которую мы видим она уже согласуется с теми представлениями которые у нас имеются это получается некий информационный кокон в который мы закутываемся все глубже и глубже в том числе и благодаря так называемой умной ленте социальных сетей поэтому в самой основе распространений фейков лежит низкая научная грамотность населения ведь если знающий человек увидит какую-нибудь новость что ГМО это ужасно и плохо то он просто пройдет мимо и никогда не будет распространять но это только предпосылка а спусковым крючком является эмоция.
Хороший вирусный фейк должен вводить на пик эмоций как правило это эмоции негативные, например, страх или шок, но могут быть и позитивные, например, умиление и теперь столкнувшись с инфой, которая вызвала у нас достаточно сильные эмоции мы думаем, что и другие люди также должны овладеть этой инфой и поэтому мы распространяем этот фейк так цикл замыкается и фэйк распространяется словно вирус у этого даже есть специальное название – инфодемия по аналогии с пандемией.
Оборвать этот злополучный цикл сможет лишь дно простое действие пауза перед тем как репостить что-либо сделайте небольшую паузу и задайте себе вопросы от куда эта информация и на сколько она верна?
Это называется критическое мышления и сейчас оно как никогда актуально, но давайте посмотрим на всю эту ситуацию немного с другой стороны почему мы вообще хотим делиться с кем-то информацией?
Чтобы это понять давайте посмотри на наших родственников например на шимпанзе они формируют такие группы союзников братанов где каждый брат братишка поддерживает другого братана и вместе они защищаются от внешних угроз например от хищников платы за помощь братану и способом поддержать социальный контакт внутри группы является груминг т.е. почесывание и поедание вшей но время не резиновое тем более что нужно ещё добывать пищу и делать прочие обезьяние дела поэтому на груминг у шимпанзе уходит до 20% времени всего бодрствования в результате эти временные ограничения накладывают и ограничения на максимальный размер группы братанов это число называется – Число Данбара и для шимпанзе оно составляет 80 штук но люди пошли немножечко дальше и научились использовать язык для того что бы гумировать или грумить… короче для того чтобы обхаживать сразу несколько особей в итоге средний размер группы поддержки у современного человека это около 150 особей и мы также тратим на груминг около 20% временив сутки но когда наступает кризис у нас растёт и потребность поддержке от братанов и поэтому также как и шимпанзе мы начинаем тратить на груминг больше времени мы начинаем больше общаться обсуждать это как социальный клей причем чем больше внешней угрозы тем сильнее нам нужен этот клей внутри группы он нас объединяет и позволяет проверить а на месте ли я именно поэтому во время самых разных критический ситуаций усиливается распространения фейков мы стараемся делиться с другими членами нашей группы поддержки информацией
а фейки они вызывают эмоции и получают преимущества для распространения это может быть как нечто очень страшно по типу: "правительство скрывает" так и весьма забавное например то что "мастурбация помогает защитить от корона вируса"
дополнительную роль здесь конечно же играют и карантинные меры потому что все общение теперь перемещается в онлайн и это как раз обмен информации является тем супер клеем который в срочном порядке должен зацементировать как-то хоть как-то скрепить наши оборвавшиеся привычные социальные связи
Так что с одной стороны фейки это часть нашего нормального поведения во время кризиса, но с другой стороны с этим нужно конечно же бороться и заменять фейки на адекватную информацию, и кстати да новости о том, что вода в каналах Венеции стала чистой из-за отсутствия туристов это тоже фейк.