Героем нашего первого интервью стала Юлия Александровская, автор паблика «Что по выставкам?», основатель журнала «Субмарина» и просто интересный и разносторонний человек. Интервью от 28 октября 2019 года.
С Юлей поговорила: Елена Никитина
О «СУБМАРИНЕ»Изначально мне не нравились никакие музеи, школьные экскурсии и культурные мероприятия, я ходила на танцы и смотрела Ханну-Монтану. В более осознанном возрасте я открыла для себя кино, музыку, начала все это изучать и делиться этим. Тогда я создала группу ВКонтакте, которая называлась «Субмарина» (в честь одноименного фильма). Я писала о том, что казалось для меня важным и начала получать отклик. Когда ко мне, семикласснице, подошел мальчик из 11 класса, с которым все мечтали познакомиться, и сказал: «Какой офигенный паблик», — меня взяла такая гордость.
Для того, чтобы другие на тебя реагировали, не обязательно носить дорогие шмотки, можно заявить о себе в интернете.
Следующим важным этапом для паблика стал журнал. Этот проект и существовал в рамках учебного процесса в школе 1253. Самостоятельно я за него в 10 классе вряд ли бы взялась, поэтому я позвала свою одноклассницу, которая как раз собиралась поступать на журфак, и мы начали работать над ним вместе: я — пишу тексты, она — занимается дизайном. К тому же, у нас был потрясающий проектный руководитель, а ее дочка преподавала в Британской высшей школе дизайна и помогала нам с оформлением. На журнале был логотип школы, где он и распространялся. Когда я перешла в другую школу, печатать журнал на свои деньги было невозможно (он выходил в печатном виде в размере 50 копий и в электронном формате), так что это было весьма логичным завершением. Этот проект после продолжили другие ребята, зато мы получили один год нереально классного опыта.
О САМООПРЕДЕЛЕНИИЯ всегда говорю, что осознанно выбрала архитектуру и ни разу не пожалела об этом. Я считаю, что это самое сложное образование для творческого человека. Так получилось, что я не хочу заниматься этим в дальнейшем, но архитектурное образование помогает мне в любой сфере, в том числе и в написании текстов.
Мне с детства казалось важным быть человеком, который сможет повлиять на большие процессы.
Недавно я поняла, что мне очень нравится глагол «двигать», двигать какие-то процессы. Например, сейчас я занимаюсь продвижением регионов. Поездки за пределы Москвы — это пока базовый этап. Очень важно изучить обстановку и понять, как можно развить культурные институции в тех местах, потому что мало кто сейчас это делает. Все движутся в центр. Но зачем, если тут никого ничем не удивишь? Почему бы не направить эти силы туда, где это нужнее?О КЛУБЕ ЮНЫХ ИСКУССТВОВЕДОВ ПРИ ПУШКИНСКОМ МУЗЕЕКлассе в 9-м, когда уже был паблик [«Субмарина»], но еще не было журнала, я училась в архитектурной школе «СТАРТ» и чувствовала, что мне не хватает теории и знаний о том, каким бывает искусство. От своей знакомой я услышала о данной программе Клуба юных искусствоведов при ГМИИ им.А.С.Пушкина (КЮИ). Нашла информацию в интернете, записалась на программу вместе с подругой. Мы пришли вообще не понимая, что будет происходить.Честно говоря, когда я только пришла, я все еще думала, что это какая-то скучная институция, в которой финальная точка — должность смотрителя в одном из залов музея. В процессе обучения, конечно, у меня изменилось мнение.
Как минимум, я начала видеть картины и произведения искусства, потому что до этого это был просто фон. А потом, когда ты узнаешь мировую историю и историю искусств, тебя настолько это все впечатляет, что ты начинаешь судить о музее, как об огромном доме истории, к которому приятно возвращаться. И ты приходишь уже не смотреть на скульптуры, ты идешь к ним в гости.
На тот момент я уже готовилась к поступлению в МАРХИ, время было ограничено, поэтому я приходила получать новую информацию. Я много с кем познакомилась, получила классный опыт, но это не было настолько восторженно, как у других. У меня не было той свободы, которая бы позволяла остаться на час после лекции и просто пообщаться с ребятами. Потому что у меня было 4 репетитора (одно занятие по рисунку или черчению длилось 6 часов) и 9 часов домашки на завтрашний день, поэтому я прибегала и убегала. Я очень жалею на самом деле, что я не пришла года на 2-3 раньше.Это было максимально сложно, так как я делала на тот момент «Субмарину», параллельно занималась своими проектами, организовывала экскурсию по [выставке] Караваджо и к тому же готовилась к обычным экзаменам в конце 11-го класса. Я до последнего не понимала, зачем мне этот второй КЮИ сейчас, зачем все это нужно, особенно брать на себя ответственность за [организацию] экскурсии. Но в какой-то момент, я помню, как я собиралась уходить домой во время «ЯПТМ» [«Я покажу тебе музей» — ежегодная акция, которая проводится в ГМИИ им.А.С.Пушкина студентами КЮИ. — Прим. редакции], и тут на меня вылетела толпа ребят, просто дико влюбленных в то, что они делали. Они начали кричать, что сейчас будет концерт СБПЧ. Несмотря на то, что я не особо фанатела от этой группы и почти не общалась с ребятами, в тот момент ко мне пришло осознание, насколько масштабную вещь мы сделали, что я часть этого процесса, что я имею отношение к одному из главных музеев не только Москвы, но и всей России. Ко мне пришло осознание: я увидела тех счастливых ребят, с которыми учусь, и мне стало так хорошо.
Я постоянно жаловалась, что ничего не успеваю, но в тот момент я поняла, что все не зря.
В рамках первой своей акции «Я покажу тебе музей», я решила провести экскурсию по временной экспозиции. Долго к ней готовилась, а когда на прослушивании рассказала ее, мне запретили ее вести. Я не ожидала такого резкого ответа, очень расстроилась, но в итоге добилась своего и со второй или третьей попытки убедила всех, и экскурсию провела успешно. Ко мне постоянно подходили люди и просили рассказать все с самого начала. С тех пор я поняла, что критика, в отличии от похвалы, меня не стимулирует работать.О МОЛОДЕЖНОЙ КОМАНДЕ МУЗЕЯ «ГАРАЖ»Мы изучали историю кураторства, историю современного искусства. Это было очень круто. Такая практика распространена за рубежом, например, в нью-йоркском МОММ есть такая молодежная программа, участники которой становятся связующим звеном между музейными сотрудниками и молодыми посетителями. Цель такой программы — стать ближе к аудитории и понять, в какой форме преподнести современное искусство. Гараж решил сделать тоже самое. На тот момент я была на втором наборе: прошла собеседование и конкурс в виде эссе. Тогда я уже была на первом курсе МАРХИ.
Отбор был достаточно сложным. Мне кажется, что они заранее понимали, какими навыками должны обладать будущие участники программы: у них должен быть потенциал, они должны уметь вести проекты и презентовать свои идеи. На собеседовании, как помню, меня спросили о связи религии и искусства. Я не пошла на второй год обучения из-за чрезмерной нагрузки по учебе, хоть там и уделялось больше внимания проектам.В рамках программы мы делали три вещи:
- Изучали историю кураторства и современного искусства. Это были лекции от наших кураторов.
- Изучали внутреннюю структуру музея, знакомились со всеми отделами, даже с юристами. У нас были лекции от дизайнеров, экскурсии в архив.
- Создавали новый временный проект для молодых ребят. Нам дали один день для его показа, по-моему, он назывался «Гараж» до 18. Мы делали проект о 90-х, и наша группа рассказывала о политической рекламе. Формат был свободный: мы создали квест с заданиями, а также интерактивную зону, где каждый мог создать свой рекламный ролик. Сначала мы рассказывали о роликах того периода в целом, а потом предлагали всем поучаствовать в создании.
ОБ УЧЕБЕ ЗАГРАНИЦЕЙПосле Гаража я поехала в Венецию на образовательный курс для кураторов. Это был курс для профессиональных кураторов по подготовке к Биеннале. Я выиграла грант на обучение. Я подала заявку, меня взяли и я поняла, что у меня нет возможности поехать: слишком дорогое обучение (примерно 750 евро за неделю).
Мне настолько хотелось попасть туда, что я написала им эссе о том, почему они должны оплатить мне обучение и почему должна поехать именно я. Я бесплатно училась, все остальное оплачивали родители.
Это очень крутой курс, потому что на открытии ты знакомишься с кураторами, архитекторами. Так я познакомилась с инженером Бурдж-Халифа, пожала ему руку, пообщалась. В рамках этой программы нас знакомили с внутренней организацией Биеннале, мы общались со всеми художниками и архитекторами, и даже могли их пригласить на личную беседу. К нам на лекции приходили кураторы из разных стран и мы могли задать им любые вопросы, у нас была привилегия в общении с этими людьми. Это был невероятный опыт и мне до сих пор не верится, что все это произошло именно со мной. Участники были из самых разных стран, большинство из них уже работали в музеях и были гораздо старше меня. На тот момент мне было 19 лет и, если честно, я до сих пор не понимаю, как я туда попала, но я безумно благодарна за этот опыт. К тому же, это было мое первое самостоятельное путешествие. Что удивительно, у меня не возникало никакого сомнения в происходящем, я просто была бесстрашной, по-видимому.О ПРОЕКТЕ «Что по выставкам?»На базе “Субмарины” мы организовывали походы на выставки по субботам. Собирали одноклассников и ходили все вместе. Сначала было 5-6 человек, а потом 20-25. И когда мы пришли на ночь в музеев и нас было 26 человек, все смотрели на меня и ожидали чего-то классного. Я всегда готовилась, даже если была первоначально незнакома с материалом, старалась дать людям какую-то общую, заранее подготовленную информацию.Вскоре я поняла, что появилось много заинтересованных в наших субботних походах в музей, плюс было много накопленной информации в результате таких встреч, мне захотелось ей делиться. Сначала у меня была очень классная команда. Но сейчас я работаю над проектом одна и стремлюсь совершенствоваться в дизайне, хоть и понимаю, что в данном случае для меня важнее наполнение, а для визуальной составляющей нужно просто иметь хороший вкус и знать, чего хочешь.
Какой должна быть выставка, чтобы она тебя заинтересовала?Сложный вопрос, на самом деле. Обычно я читаю аннотацию и сразу понимаю, хочу ли я пойти, но:
- точно не массовой, массовая история обычно не требует понимания контекста;
- скорее современное искусство;
- это должен быть кураторский проект с общей концепцией, а не выставка, собранная на коленках;
- плюс, наверное, мой личный интерес.