При проектировании и строительстве города или его новых районов существуют два типа застройки: микрорайонная и квартальная. Разберемся, в чем разница между ними и какая застройка для города лучше.
Квартальная застройка
Квартальная застройка имеет богатую историю, долгое время являясь единственным типом городской застройки.
Суть её в том, что территория разбивается на небольшие квадраты, по периметру которых выстраивают здания. Внутри квартала - личное пространство для жителей этих домов, чётко определённое и разграниченное от общественного пространства, находящегося снаружи квартала.
Кварталам присуща высокая плотность населения, плотная улично-дорожная сеть, четкое разграничение личного и общественного пространства.
Квартальная застройка предполагает компактное расположение сервисов и комфортную пешеходную среду, ведь высокая плотность застройки и улично-дорожной сети способствуют этому.
Микрорайон
Появление микрорайона стало некой реакцией на массовую автомобилизацию и поиски новых форматов застройки, ведь как тогда казалось, старый формат кварталов не сможет удовлетворить новые потребности человека и вообще сильно устарел.
Тесные и неудобные кварталы, из которых пытались выжимать по максимуму, появление автомобиля в городе и концепции прекрасного автомобильного будущего поспособствовали появлению нового формата застройки - микрорайон.
Вообще, что представляет из себя микрорайон? Это участок земли, как правило намного больше квартала, окружённый широкими автодорогами, дома внутри квартала стоят на большом расстоянии друг от друга и располагаться могут как угодно, между домами располагаются дворы, сады, парки - прям город-сад!
Однако в реальности не всё так просто. Во-первых, это улично-дорожная сеть. Микрорайон предполагает, что улиц для человека так таковых нет, есть автодороги, которые для него неудобны и неприятны. А идея отсутствия машин внутри микрорайона, из-за которой и появился микрорайон, в нашей стране потерпела крах.
Также улично-дорожная сеть микрорайона менее плотно расположена, улицы идут намного реже. Поэтому улично-дорожная сеть района с квартальной застройкой, несмотря на то, что его улицы уже и удобнее, будет переваривать точно такой же трафик (если не больше), что и улично-дорожная сеть микрорайона с широкими и бесчеловечными дорогами.
Но главная проблема микрорайона - неэффективность использования земли. В квартале земля чётко разграничена на двор для жильцов и улицу для всех горожан, земля имеет хозяина и вся используются для каких-либо целей.
В микрорайоне нет чёткого разделения земли. Где двор одного дома, где другого, а где улица понять очень сложно. Казалось бы, в чём проблема?! А в том, что люди не понимают, где их земля, а где не их, граница "своего" заканчивается выходом из квартиры. Результатом этого являются дворы после бомбёжки. Если она общая, значит она ничья.
Земля в микрорайоне используется неэффективно, потому что между домами куча места. В идеальных мечтах это сады, деревья, парки, детские площадки...
А в реальности пустыри и асфальтовые поля.
Почему? Потому что землю нужно обслуживать. А за обслуживание нужно платить. Много платить.
Представьте, у вас из ниоткуда появляется супердвор: крутейшие детские площадки, насаждения, нет грязи, идеальные газоны. Это прекрасно, но вот получая квитанцию, вы лишаетесь дара речи, ведь стоит вся эта красота примерно половина вашей зарплаты.
В квартале земли немного, но используют её по максимуму, у неё есть чёткие хозяева. В итоге за одинаковые платёжки одни будут получать это:
А другие это:
По этим причинам во всем мире происходит отказ от микрорайонной и переход к квартальной застройке. И в России появляются качественные проекты новых районов и во всех них - квартальная застройка.
Надеюсь, вот такие проекты будет место в аду, а не в городах.
Ставьте лайк, подписку и распространяйте! Я очень старался, а нажать лайк и подписаться - это же несложно, правда?!