Привет.
То, что в Apple решили обновить модельный ряд и повторно выпустить модель iPhone SE, говорили давно. Из-за карантина, охватившего весь мир, анонс состоялся без особой помпы – просто пресс-релиз на сайте Apple, модель появилась на главной странице сайта компании. В этом нет никакого подтекста, этот аппарат одновременно важен и при этом не очень интересен для Apple. Не секрет, что компания испытывает большие проблемы с продажами, доля iPhone на всех рынках сокращается, и чтобы поддерживать свои продажи, в Apple идут на всевозможные ухищрения, например, прямые скидки в сетях партнеров. Компания запустила трейд-ин, чтобы поддерживать продажи, и это популярная история в США и на ряде других рынков. Но все эти усилия не приводят к росту продаж, основная проблема Apple сегодня в том, что iPhone потерял ореол элитарности, это массовый продукт по запредельной стоимости. При этом отставание в возможностях, предлагаемых iPhone, от Android-флагманов только нарастает.
Впервые с неудачами в продажах основного продукта, а именно iPhone, в Apple столкнулись еще в 2015 году, прогнозы были достаточно красноречивыми, требовалось агрессивное расширение модельного ряда, предложение iPhone в разных ценовых диапазонах. Именно тогда массово стали появляться восстановленные аппараты (их в России называли «как новый»), эти б/у смартфоны предлагались в другой упаковке, но по низким ценам. В 2016 году модельный ряд также расширился за счет довольно нишевого iPhone SE.
Подход Apple был прост как пять копеек: максимально упростить текущую модель, дать небольшую диагональ экрана, но сохранить то же шасси, например, процессор и модем. Это позволит избежать конкуренции со старшими аппаратами, но дать производительный смартфон по цене, что будет привлекательнее, чем у текущей линейки. Это всегда была нишевая модель, которая не стремилась занять первые места в продажах. Восприятие линейки iPhone в глазах как журналистов, так и многих аналитиков было совсем другим. Чем дешевле iPhone и чем он свежее, тем больших продаж от него можно ждать. Эта логика не работала в случае iPhone SE, так как этот аппарат был не для всех, а для тех, кто покупал второй iPhone в дополнение к основному для звонков (и тут маленькая диагональ экрана не была проблемой), а также для детей и тех, кто не накопил на «взрослый» iPhone. Многие покупатели хотели новый iPhone, но не были готовы тратить на него те деньги, что запрашивали в Apple.
Продажи iPhone SE были достаточно вялыми, что вызвало у многих несказанное удивление. Тиму Куку пришлось несколько раз выступать с заявлениями, что компания не видит проблем с iPhone SE, продажи соответствуют ожиданиям и с этой моделью все в порядке. Во втором квартале 2016 года продажи iPhone упали на 15% во всем мире, а слова об «успехах» iPhone SE – это скорее констатация того факта, что его появление немного сдержало размер падения. Интересно, что модель получила обновление год спустя, это аппараты с другими объемами памяти. В 2018 году все iPhone SE прекратили продаваться, это случилось осенью. Смешно, что осенью 2019 года в Apple распродавали остатки этой модели в США, это были восстановленные аппараты, которые появились в заметных количествах после программы трейд-ин.
Задачей iPhone SE не было достичь ошеломительных продаж, это нишевое устройство для тех, кто по каким-то причинам нуждается в небольшой диагонали. Таких людей с каждым годом становится все меньше и меньше, поэтому iPhone SE 2020 года имеет проблемы с позиционированием. Зачем он нужен для Apple, понятно, это ровно та же игра на удержание падающей доли (насколько они упадут в этом году? Вопрос открыт, но продажи сокращаются, и это помимо пандемии, она тут выступает катализатором, и только).
Проблемой становится другое позиционирование, в 2016 году iPhone SE вышел по 349 долларов, в этом году базовая модель стоит 399 долларов. Это цена очень неплохого аппарата среднего сегмента, но в iPhone SE 2020 просто нет ничего, что оправдало бы эту стоимость. С учетом марки производителя этот аппарат может стоить около 250 долларов с премией в 25% к реальной цене. Но 399 долларов? Это просто невероятно.
Возможно, неслучайно цена iPhone SE 2020 равна стоимости iPhone 8, они совпадают на большинстве рынков, и при этом обычная 8-ка сходна по дизайну. Я скажу даже чуть больше, эти аппараты во многом совпадают – это одинаковые камеры, одинаковые батарейки, отличается радиочасть, а также процессор. Фактически iPhone SE – это немного обновленный iPhone 8, который выступает его могильщиком.
Предлагаю всем поклонникам компании поддержать своего кумира и обязательно купить iPhone SE 2020 года, чтобы поддержка была зримой. Для всех остальных это продукт из далекого прошлого, как нечто из кунсткамеры, вызывает умозрительный интерес, и только.