Есть у меня огромный недостаток - не умею плакать. Смеюсь легко, а вот плакать... как-то не очень. Хотя знаю и про стрессы, и про то, что после слез легче, но как-то не идёт этот процесс и всё тут. Но один раз мы плакали вместе с отцом, в 86 году это было, когда мы случайно включили довольно-таки дурацкую программу "Музыкальный ринг", а там..
"Колоколенка", в исполнении Леонида Сергеева.
Умели в СССР и фильмы снимать, и песни писать.
Потом узнала, что песня эта, с некоторыми "переделками применимо к реалиям", была популярна и у "афганцев".
А вспомнилась она мне вот почему.
Наша страна, к сожалению, скуповата на любовь и благодарность к своим героям. Это у американцев принято за каждый чих награды давать, а у нас мало стать героем, надо чтобы еще и повезло с признанием. А везет не всем. На днях попала мне в руки интересную "афганская" публикация, размещенная в газете "ограниченного контингента в ДРА" - а точнее 103-й гвардейской дивизии ВДВ , "Гвардейская доблесть" от 1 октября 1987 года. И снова вспомнилась "Колоколенка".
История проста - взвод наших солдат должен был прикрывать проход колонны бензовозов от больших любителей поджигать подобные транспортные средства из числа афганских душманов. Окопались, залегли. И тут появляются "они", и непонятно, то ли это бойцы отряда местной самообороны, то ли это "духи", пришедшие устроить излюбленное пиротехническое шоу - а приказ выбора не оставляет: "стрелять только в случае нападения". И командир поступил так, как в песне поступил "старшой Крупенников" - показался, и даже окликнул.
Оказалось - духи. Правда, командиру повезло больше, чем герою песни: его ранило. Душманы получили ответку и сразу потеряли троих.
Раненого командира эвакуировать надо, но и колонну прикрывать надо. Тем более, что душманов оказалось целых три группы и у них, как выяснилось, даже безоткатные орудия присутствовали.
В результате колонна прошла, а душманы потеряли убитыми 12 человек.
Всё было так, да не совсем так.
Санинструктор Евгений Васильев, о котором рассказывается в статье, сделал несколько больше того, о чем написали в заметке - по воспоминания участвовавших в этом бою сослуживцев, он не только принял на себя командование, т. к состояние капитана Ножкина не позволяло тому координировать действия подчиненных, и вынес раненого командира, а потом вернулся за раненым ефрейтором Малыгиным и вынес того из боя (раненые на БМП были отправлены в госпиталь), но потом, понимая насколько силы душманов превосходят оставшихся бойцов, вызвал огонь артиллерии и авиации на себя, чтобы гарантированно накрыть подбиравшихся всё ближе ретивых муджахедов и обеспечить прохождение колонны.
Участники того боя, вполне достойного эпичнейшей экранизации, получили ранения и контузии. Все живы.
Интересно этой истории вот еще что - согласно устоявшейся журналистской практике, рассказы о подвигах печатались в данном печатном издании только в одном случае: когда участники представлялись к Высшим правительственным наградам и посетивший героев в госпитале командир 103-ей Гвардейской дивизии ВДВ генерал-майор Грачев П. В. (впоследствии Министр Обороны РФ) приказал представить Евгения Васильева к званию "Герой Советского Союза", а Сергея Чупсу и Юрия Малыгина - к ордену "Боевого Красного Знамени".
Но указания о награждении дело такое - могут и забыть. И забыли.
О чем эта история?
О том, по таким сюжетам можно снимать фильмы - с экшеном, с настоящими (реальными) героями, а снимается какое-нибудь "Блдратство" от Лунгина.
Тут караваны не грабят, а охраняют.
Тут не бухают, а роют окопы (а рыть окопы в афганской земле - это совершенно отдельное "удовольствие").
О том, как рисковали жизнью по принципу "сам погибай, а товарища выручай".
И о том, почему написанная филологом песня "Колоколенка" о событиях совсем другой войны так полюбилась "афганцам".
Когда государственные мужи и говорящие телеголовы клокочут от гнева, осуждая и обсуждая негодяев, пристраивавших в "Бессмертный полк" нацистских преступников, надо понимать, что произошедшее имеет глубокие корни: так называемые "мирные граждане" и в особенности "творческая интеллигенция" довольно давно взяли моду стесняться воинской доблести и даже порицать её. Это именно "в тылу" забывали наградить достойных. Потом, после вывода войск, цинично цедили ветеранам Афганистана "мы вас туда не посылали", а потом, захлебываясь от наступившей свободы слова стали оплевывали память солдат, позволяя гнойноязыким чистоплюям называть одних "рабами Сталина", других "Брежневским пушечным мясом". Так что случившееся с "виртуальным Бессмертным полком" закономерный итог многолетнего наплевательства.
Для того, чтобы побеждать в "войне идей", надо уважать своих героев. Помнить их.
Награждать.
И не позволять закидывать их грязью, в особенности - за государственный счет.