В период изоляции многие решили посвятить высвободившееся время обучению и саморазвитию. Предписание учебным заведениям, в том числе, языковым курсам, работать в онлайн режиме заставило всех резко оцифроваться.
И начался хаос.
Рейтинг SchoolRate уже 8 лет ранжирует заведения по языковому изучению по 52 параметрам формулы. Одним из главных параметров было наличие лицензии, т.к. Министерство образования уже определенным образом регулирует этот рынок.
С переходом на онлайн эти стандарты пошли прахом.
После публикации материалов по этой теме в Forbes и в Комсомольской Правде, продюсер одного из федеральных каналов обратился к представителю рейтинга SchoolRate с предложением прокомментировать этот вопрос в эфире. Материал в эфир так и не вышел. Возможно, тема перестала быть интересной редакторам, а может, свет, в котором выставлена реальность образования онлайн, не соответствует заказу контента на ТВ. В любом случае, мы решили опубликовать материал здесь, т.к. видим важность поставленных вопросов.
Что делать со старыми лицензиями на образовательную деятельность?
Журналист:
Какое значение имеют лицензии Министерства образования на ведение образовательной деятельности сейчас, в период запрета на очное обучение?
Наталья: Сейчас странная ситуация. Лицензии есть, но всё, что они ранее гарантировали, утратило свою значимость для потребителя. Почему?
Для получения лицензий на ведение образовательной деятельности организации должны были организовать свою работу в соответствии с требованиями Министерства образования. Эти требования были разработаны именно для ОФЛАЙН формата, для очного обучения.
Это значит, что ранее важно было ДОКАЗАТЬ государству право вести образовательную деятельность:
· ПОМЕЩЕНИЯ. Аудитории организации соответствуют нормам, (метраж, зоны общего пользования и т.п.)
· ПРЕПОДАВАТЕЛИ. Состав сотрудников имеет соответствующий % профильных специалистов, т.е. что в организации работают именно педагоги. Ответственность проверять наличие профильного образования, диплома педагога лежала на работодателе. Работодатель в свою очередь был заинтересован в том, чтобы привлекать именно профильных сотрудников. Образовательные услуги низкого качества привели бы к соответствующей реакции потребителей и к потерянной репутации курсов или школы. Теперь к «преподавателю» предъявляются совершенно иные требования, нежели при очном обучении. Ему нужны дополнительные, принципиально иные компетенции и навыки.
· ПРОГРАММА. каждая организация должна была защитить учебно-методическую программу, показывающую профессиональный и последовательный подход к учебному процессу.
· УЧЕБНИКИ. Учебно-методические материалы были в основном в виде hard copies. Именно цифровых методических материалов (не оцифрованных pdf, что нелегально, а именно цифровых) крайне мало.
Стоимость обучения складывалась из затрат на соблюдение всех этих норм.
Журналист:
А что важно знать при выборе образовательной организации онлайн сейчас?
Наталья: Мы – преподаватели по образованию. Бесплатно помогаем выбрать конкретные курсы для обучения разным аспектам языка, найти подходящий языковой лагерь, подобрать школу по параметрам клиента, но уже с учетом всех подводных камней рынка, которые мы отслеживаем уже 10 лет.
Мы всегда стараемся найти надежный и проверенный вариант для пользователя.
Но как быть теперь?
На первый план должны выйти совершенно другие требования к организации и к сотрудникам, но такого понятия, как ЛИЦЕНЗИЯ на образовательную деятельность в формате «ОНЛАЙН» не существует.
Туда должны были бы войти такие требования, как
· ПЛАТФОРМА. Наличие внешней или собственной образовательной платформы с цифровыми методическими материалами (могу рассказать разницу между SKYPE или ZOOM связью, профильными CRM-системами именно для дистанционной коммуникации с учащимися, но не для процесса обучения как такового, внешними/авторскими образовательными платформами)
· CRM-система учета прогресса, посещаемости, возможностями записи на занятия и т п.
· СКОРОСТЬ. Качество интернет-соединения (скорость передачи данных должна быть желательно не ниже 10 мегабит в секунду), т.к. речь идет о многопользовательских видео-стримах. Это огромный поток данных. Если скорость низкая, соединение будет просто постоянно прерываться. Многие люди об этом не знают, не знают, куда смотреть.
· ТЕХНИЧКА. Техническое оснащение преподавателей и учащихся (компьютер или ноутбук с соответствующими характеристиками, камера, гарнитура и т.п. не ниже определенного качества) Поскольку технический аспект играет важнейшую роль в качестве обучения. Если машина или аксессуары низкого качества, передача сигнала будет плохой, стрим будет прерываться, звук и изображение будет искажаться, вместо обучения мы получим нервотрепку.
· УЧИТЕЛЯ DIGITAL Новый вид квалификации преподавателей (поскольку инструменты подачи материала принципиально другие, чем в офлайн формате). Если преподаватель не умеет пользоваться цифровыми инструментами, урок рискует превратиться просто в дистанционный диалог. К примеру, многие учителя не знают простой функции демонстрации экрана. Но до сегодняшнего момента этот навык не был обязательным для этой профессии. Теперь же стал, как и многие другие цифровые навыки.
Все это должно быть описано в простых и интуитивных инструкциях, чтобы человек мог заранее подготовиться и обеспечить себе условия для такого обучения.
Пока нам удалось собрать только часть данных и структурировать онлайн школы тут.
Но разобраться и не выбросить деньги на ветер вместо грамотного вложения в себя стало еще сложнее.