Найти тему

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В СФЕРЕ ЭКСПОРТА

Основной составляющей национальной безопасности считают экономическую безопасность Российской Федерации. Именно экономическая безопасность гарантирует независимость государства перед другими, она устанавливает возможности составления экономической политики

Российской Федерации, а также даёт возможность экономическо-социальному формированию страны и минимизирует геополитические риски. Экономическая безопасность в настоящее время, которое характеризуется интеграцией всех государств в единое экономическое пространство, приобретает главную роль в сфере экономической политике во всех странах.

Экономическое состояние, в котором все интересы личности, государства, предприятия и всего общества в целом от угроз, как внутренних, так и внешних, называется экономической безопасностью. Также экономическая безопасность способна предотвращать, угрозы и противодействовать её негативным воздействиям.

Выделяют два основных подхода к государственному регулированию внешнеэкономической деятельности при формировании политики внешней торговли:

Первый подход включает в себя протекционизм, который подразумевает под собой применение различных ограничений при международной торговле, что является некоторым барьером для иностранных товаров и, как следствие, повышает конкурентоспособность отечественных производителей и товаров на внутреннем рынке того или иного государства.

Второй подход подразумевает под собой фритредерство, которое относится к свободе торговли, отмене ограничений при международной торговле, что способствует увеличению внешнеторгового оборота и улучшению экономических отношений между государствами.

Исходя из вышесказанного, можно делать вывод, что под экономической безопасностью необходимо понимать такую наиважнейшую характеристику системы экономики, которая определяет способность

системы поддерживать благоприятные условия жизнедеятельности населения и развитие народного хозяйства.

Для анализа современных тенденций развития Российской внешнеэкономической деятельности, проанализируем динамику импорта и экспорта продукции в денежном выражении (в долларах США) (рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика размеров экспорта и импорта России в денежном выражении, долл.
Рисунок 1. Динамика размеров экспорта и импорта России в денежном выражении, долл.

Как видно, объём экспорта в 2019 году снизился на 7% по сравнению с 2018 годом.

Отметим, что товарооборот Российской Федерации составил $663,2 млрд. Экспорт - $420, 4 млрд., а импорт - $242,8 млрд, товарооборот при этом уменьшился по равнению с 2018 годом на 3,6%.

Если наблюдать динамику объёма экспорта и импорта в рублёвом эквиваленте, то видно, что объём экспорта составил - 27 368, 04 трлн. рублей, что меньше на 2%, чем в предыдущем году, а объём импорта - 15 806,28 трлн. рублей, что больше на 9%, чем в 2018 (рис. 2).

Такая закономерность характеризуется торговым дефицитом, поскольку государство не может покупать больше, чем продает. Это

обусловлено тем, что для оплаты покупки из-за границы необходимо получить средства от собственного производства. Экспорт отечественных товаров за границу, таким образом, и является источником иностранной валюты, так как Российская Федерация не имеет право осуществлять печать иностранной валюты. При импорте товаров, государство может рассчитывать только на ту сумму, которую смогло выручить при экспорте собственных товаров.

Рис. 2. Динамика размеров экспорта и импорта России в денежном выражении, руб.
Рис. 2. Динамика размеров экспорта и импорта России в денежном выражении, руб.

Основными торговыми партнерами Российской Федерации выступают следующие страны:

– при экспорте – Нидерланды, Китай, Германия, Беларусь, Турция, США, Япония, Казахстан, Южная Корея, Нидерланды, Австрия и Египет;

– при импорте – Китай, Германия, Италия, США, Беларусь, Франция, Япония, Южная Корея, Бангладеш, Чили, Эквадор и Турция.

Китай заслуживает, особого внимания, ведь на его долю приходится: при экспорте - $2, 5 трлн., при импорте - $ 2,07 трлн.

В России сохраняется большая сырьевая зависимость страны, ведь большой удельный вес в структуре экспортной и импортной корзины 2019 занимают вес минимальных продуктов (рисунок 3).

Рис. 3 – Структура по важнейшим товарам экспорта и импорта России в 2019 году.

Рис. 3 – Структура по важнейшим товарам экспорта и импорта России в 2019 году.
Рис. 3 – Структура по важнейшим товарам экспорта и импорта России в 2019 году.

Следовательно, угрозы для экономической безопасности РФ имеют как внутренний, так и внешний характер.

Внутренние угрозы проистекают, в первую очередь, под влиянием таких факторов, которые ощутимо воздействуют на гражданское общество, а именно: финансовые и экономические кризисы, ухудшение уровня и качества жизни населения, межнациональные конфликты, уровень преступности внутри страны.

К внутренним угрозам относят: деградация населения и социальной инфраструктуры, ограничение доступа у малообеспеченных слоев населения к получению среднего и высшего образования, сокращение численности населения, что влечет за собой уменьшение трудового потенциала страны, высокий уровень коррупции, низкий уровень доходов населения.

К внешним угрозам можно отнести незаконный вывоз капитала за границу, утечку умов за рубеж, вытеснение отечественной продукции.

Поскольку все угрозы имеют уникальное значение, то их воздействие может вызывать неоднозначные последствия. Кроме того, любая из них вследствие некоторых объективных причин может как внезапно исчезнуть, так и появиться вновь, увеличить, у любой из них может увеличиться или уменьшиться значимость. Следовательно, для оптимального распределения ресурсов, имеющихся у государства, необходимо научиться правильно и точно их определять, а также прогнозировать угрозы по приоритетности.

Иными словами, можно сказать, что, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию. Также возможно, что в среднесрочной перспективе сохранится общая сырьевая направленность российского экспорта.

Таким образом, можно выделить следующие рекомендации для проведения импортозамещения: 1) это регулирование процесса торговых санкций и предоставление предприятиям экономической возможности, а именно: замена старого изношенного оборудования на новое, закупка за рубежом запасных частей для уже эксплуатируемого зарубежного оборудования; 2) повышение налога на бизнес, связанный с куплей и последующей продажей товаров, и снижение налога на бизнес, связанный с собственным производством.