Найти тему
Онлайн-школа YOUNG

Профессии. Посмотрим в будущее. Часть 2

Когда мы знакомим наших слушателей с традиционными методиками профориентации, то всегда обращаем внимание на то, что их стоит использовать с оглядкой на изменения в мире трудоустройства. Подавляющее большинство профессий сегодня невозможно отнести к той или иной сфере деятельности в чистом виде. Например, каждый из нас должен быть хоть немного “человеком-техника” или “человеком-знаковая система” - ведь наша жизнь и работа крайне компьютеризированы.

фото с pexels.com
фото с pexels.com

В одной из предыдущих статей мы уже начали говорить о том, как профессии будущего соотносятся с проверенными профориентационными методиками. В основу были положены сферы деятельности методики ДДО Е. А. Климова (а именно сферы “человек-человек” и “человек-художественный образ”).

Мы продолжаем эту серию статей и сегодня остановимся на новых профессиях, расположившихся на стыке сфер “человек-природа” и “человек-техника”.

Профессии типа “человек-природа” связаны с:

  • изучением, исследованием, анализом состояний, условий жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
  • выращиванием растений, уходом за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
  • профилактикой заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Специалисты в сфере “человек-техника” выполняют следующие виды деятельности:

  • создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
  • эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
  • ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Теперь, когда мы осветили основу этих сфер, настало время перейти к профессиям, находящимся на их пересечении.

Космобиолог

фото с pexels.com
фото с pexels.com

В обязанности такого специалиста входит широкий спектр исследований космической среды, к которой можно отнести различные сооружения, летательные аппараты и планетарные станции. Объектами исследований космобиолога являются, в частности: поведение различных биологических систем (вирусов, животных и человеческих организмов); физиология и генные изменения организмов. Космобиолог также в ответе за разработку устойчивых космических экосистем для орбитальных станций, лунных баз и длительных перелетов.

Космобиолог должен обладать следующими знаниями, умениями, навыками и компетенциями:

  • системное мышление;
  • навык межотраслевой коммуникации;
  • навык управления проектами;
  • мультиязычность;
  • мультикультурность;
  • знания в области робототехники;
  • навык самоорганизации;
  • знание программирования;
  • стрессоустойчивость;
  • знания в области искусственного интеллекта.

По данным “Атласа новых профессий”, космобиолог - это профессия, которую ждет расцвет популярности уже после 2020 года. Мир космических профессии будет переживать обширную реконструкцию, за которой последует выделение более узких специалистов, в том числе космобиологов. На сегодняшний день эта профессия существует лишь в “разобранной” форме, ведь за выполнение свойственных ей задач отвечают различные ученые, уже находящиеся на космических станциях.

Для овладения профессией “Космобиолог” необходимо получение базового образования по программе “Биология”. Это можно сделать в следующих вузах:

  • Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины/Факультет биоэкологии.
  • Новосибирский национальный исследовательский государственный университет/Факультет естественных наук.
  • Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова/Биологический факультет.
  • Тюменский государственный университет/Школа перспективных исследований.
  • Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта/Институт живых систем.

Сити-фермер

Слышали ли Вы о вертикальных фермах? Это яркие представители нового слова в агропромышленном хозяйстве. Благодаря их появлению появилась возможность выращивать растения и разводить животных, не выезжая за городскую черту. Специалистом по внедрению и обслуживанию этих инновационных ферм и является сити-фермер. Его главная обязанность - создание автономных и экологических конструкций на крышах и в зданиях небоскребов крупных городов.

Из Атласа новых профессий: “Первая коммерческая вертикальная ферма появилась в Сингапуре в 2012 году, а в настоящее время создание агронебоскребов планируется в Южной Корее, Китае, ОАЭ, США, Франции и других странах”.

фото с сайта smartfoodexpo.ru
фото с сайта smartfoodexpo.ru

Сити-фермер должен обладать следующими знаниями, умениями, навыками и компетенциями:

  • экологическое мышление;
  • знания в области робототехники;
  • знание программирования;
  • навык управления проектами;
  • знание прогрессивных форм организации труда;
  • системное мышление;
  • способность работать в условиях бережливого производства;
  • аналитическое мышление;
  • способность быстро переключаться между разными задачами/выполнять несколько задач одновременно;
  • навык самоорганизации;
  • стрессоустойчивость.

Рост спроса на органические продукты положил начало сити-фермерству около десяти лет назад, а пик его популярности прогнозируется на 2025-2030 года. Для овладения профессией сити-фермера на высоком уровне необходимо получение базового образования по направлениям “Экология”, “Земледелие” и “Сельское хозяйство”. Сделать это можно в следующих вузах:

  • Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева/Факультет агрономии и биотехнологии.
  • Дальневосточный государственный аграрный университет/Факультет агрономии и экологии.
  • Ярославская государственная сельскохозяйственная академия/Факультет агробизнеса.
  • Уральский государственный аграрный университет/Факультет агротехнологий и землеустройства.
  • Пермский государственный аграрно­-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова/Факультет агротехнологий и лесного хозяйства.

Портовый эколог

фото с сайта pexels.com
фото с сайта pexels.com

Любой порт должен быть экологически безопасен для окружающей среды. Работа такого крупного предприятия может пагубно сказаться на чистоте воды и воздуха, а также на климате в целом. Для того, чтобы этого не происходило, нужен специалист, в обязанности которого входит мониторинг и контроль экологической безопасности порта и судов. Этот специалист - портовый эколог. И если окружающая среда (а она включает акваторию, воздушную среду, прилегающие территории, а также принадлежащую им популяцию растений и животных) все-таки понесла экологический ущерб, портовой эколог также должен разработать программу по восстановлению экологии пострадавших портовых объектов.

Портовый эколог должен обладать следующими знаниями, умениями, навыками и компетенциями:

  • системное мышление;
  • межотраслевая коммуникация;
  • экологическое мышление;
  • мультиязычность;
  • мультикультурность;
  • знания в области робототехники, программирования, искусственного интеллекта;
  • находчивость;
  • наблюдательность;
  • стрессоустойчивость.

Сегодня профессия “Портовый эколог” только начинает приобретать свои очертания как отдельная и необходимая специальность. Совсем скоро за экологической безопасностью портов станут следить не только экологи-энтузиасты, но и специально подготовленные к этому люди. А для того, чтобы получить основу для овладения этой профессией, нужно пройти обучение по программам “Использование и охрана водных ресурсов”, “Экология и природопользование” и т.д.

Получить необходимое образование можно в следующих вузах:

  • Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова/Институт Водного транспорта.
  • Сибирский государственный университет водного транспорта/Гидротехнический факультет.
  • Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева/Институт мелиорации, водного хозяйства и строительства им. А. Н. Костякова.
  • Калининградский государственный технический университет/Факультет биоресурсов и природопользования.
  • Тюменский государственный университет/Институт наук о Земле.

Еще больше интересных статей об образовании, мире профессий и многом другом вы найдете на канале онлайн-школы Young в Яндекс.Дзен. Новые статьи ждут вас каждую неделю! Читайте, приобщайтесь к миру новых профессий и не забывайте подписываться!