Найти тему
В мире авиации

"Гайка Иисуса"? На что молятся вертолетчики...

Давно еще прочел где то про "Гайку Иисуса", или по нашему "Гайка жизни". Я не "вертолетчик", хотя очень много писал, снимали сюжеты про винтокрылые машины. И часто говорили на технические темы. Стоит признать, что всегда оперировались в своих сюжетах на мнение профессионалов, иногда дополняя литературным повествованием, украшая чуток истории, для лучшей читабельности. Такая профессия!:) Одно время делали канал для узкой аудитории, для пилотов и авиаторов малой авиации в России. Тогда писали более подробно, с техническими нюансами, которые понимали лишь небольшое количество читателей. Про" Гайку жизни" совсем забыл, пока опять не прочитал отрывок статьи в интернете. Не буду вдаваться совсем уж в детали, не интересно будет наверно широкой публики, да и не специалист я в этой области чтобы раскрыть статью в полную силу, попробую разобраться как простой обыватель! Надеюсь, если что спецы меня поправят!

Гайка жизни - или Гайка Иисуса.
Гайка жизни - или Гайка Иисуса.

Так откуда пошло такое прозвище у этой детали? В интернете, популярной информации по этому поводу почти не найти. Статьи повторяются, и переписываются, видимо для увлечений трафика.

На форумах мнения разделяются по поводу "важности" этой гайки. Лично, насколько я знаю принцип работы вертолета, все что касается редуктора несущего винта- жизненно важно. Вертолет не может спланировать как самолет, а при отказе редуктора, управление винтокрылой машины пропадает полностью.

Название "Гайка Иисуса" во всех источниках упоминается еще с Вьетнамской войны. Так ее прозвали американские летчики. Из за того, что при отказе этой гайки, остается лишь молится! Интересно, почему эта гайка получила такое прозвище? Ведь для этого нужен массовый прецедент, чтобы поломка детали стала носить нарицательное имя!

-2

"Гайка жизни" крепит втулку несущего винта к редуктору. И как видно на фото, чтобы ее затянуть, требуется усилие не одного человека, да и инструмент не слабый для этого используют. Видимо во время боевых действий противник американских летчиков знал о слабости жизненно важной детали, и старался огнем вывести ее из строя. Сама по себе эта гайка вряд ли сможет открутится, или ломаться систематически! К тому, же информации про аварии в гражданской авиации связанной с этой деталью, я не нашел.

Единственный случай вспомнился с Канадскими (или американскими, нефтяниками точно) летчиками, упавшими в океан, не дотянув 50-60 км до берега. Тогда причина была в незатянутом шланге, и потере масла в редукторе. В результате отказ рулевого винта. Попытка приводнится с высоты 300 метров, привела к аварии. Выжил один пассажир из 17. Экипаж погиб.

Очень интересно что много пишут, о том, что эту гайку проверяют перед каждым полетом. Не могу отверждать обратное, но я пару раз присутствовал при осмотре вертолета. Именно детальном, и заняло это примерно ВЕСЬ ДЕНЬ! :) К тому, же сейчас у техников куча приспособлений, компьютеров, сканеров, что ускоряет и упрощает работу. Как было раньше? Не знаю. Но думаю, детально осматривать вертолет перед полетом, особенно такую деталь, которая скрыта, никто не будет. СПЕЦЫ ПОДСКАЖИТЕ КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ СЕГОДНЯ?

И вообще сейчас когда вертолетостроение шагнуло далеко вперед, актуальна "Гайка жизни"?