Роман «Я – легенда» писатель Ричард Мэтисон создал в 1954 году. История эта получилась настолько кинематографичной, что к ней не раз и не два обращались сценаристы и режиссеры. Но наибольшую популярность у зрителя снискала, конечно же, относительно недавняя картина 2007-го года с Уиллом Смитом в главной роли.
Сразу обмолвлюсь, что у книги с фильмом крайне мало общего, кроме названия и фабулы: перед нами герой-одиночка, Роберт Невилл, проживающий в опустевшем городе. Его основная забота – добыча пропитания в виде полуфабрикатов, консервов или подбитых оленей, что изрядно расплодились в мегаполисе за три года. Его лучший друг – немецкая овчарка по имени Сэм (Саманта) и конкуренцию ей могут составить разве что манекены, с которыми Роберт тоже не прочь изредка поболтать. А его хобби – отлов человекоподобных существ, в коих превратились жители Нью-Йорка с легкой руки фармацевтической компании, что однажды задалась целью разработать средство от рака.
Уже вскоре обнаружилось, что у лекарства этого оказался довольно занятный «побочный эффект», не указанный в инструкции: принимавшие его пациенты мутировали в некое подобие альтернативной формы жизни – и затем, посредством «кусь-кусь», обратили в нее остальных, не принимавших лекарство. А тех, кого обратить не удалось, просто перебили. Так вот Роберту в этом смысле повезло дважды: во-первых, он быстро бегал и умело отстреливался, а во-вторых, у него оказался иммунитет к этой заразе. Плюс ко всему Невилл мог похвастать докторской степенью (перед Сэм, оленями и манекенами, ага). Он, будучи врачом-вирусологом, задался целью вывести вакцину из собственных антител и тем самым, немного-немало, спасти человечество! А заодно – и сюжет картины, которая могла бы стать на редкость скучной, если бы Уилл Смит играл, скажем, водопроводчика или электрика в условиях постапокалипсиса.
Первые две трети фильм «Я – легенда» действительно держатся исключительно на Уилле и его актерском мастерстве. Смит демонстрирует недюжинный драматический талант, доказывая зрителю, что он не просто сгусток мышц, обтянутых кожей, способный разве что отбиваться от нарисованных на компьютере монстряков. Его герой, мучимый воспоминаниями о потерянной семье, видит, в общем-то, мало смысла в дальнейшем существовании, однако инстинкт самосохранения вынуждает его вести борьбу не только с нечистью, но и с депрессией: Роберт робко надеется, что его труд увенчается успехом и что он не единственный, кому удалось выжить в новых реалиях. Как Невилл не сошел с ума – для меня остается загадкой по сей день. Многие и при менее трагичном раскладе теряют рассудок... Хотя к чему я вам это все рассказываю? Лучше посмотрите (или пересмотрите) фильм.
Кстати, примечательно, что режиссером «Я – легенда» выступил Фрэнсис Лоуренс, создатель картины «Констинтин: повелитель тьмы», где тоже повествуется о герое-одиночке тяжелой судьбы и легкого поведения: экзорцисте, алкоголике и курильщике, которого в свою очередь, как и Роберта Невилла, окружают далеко не самые приятные личности... Так вот Лоуренс выдал на суд публики два варианта концовки для «... Легенды» , прокатную и режиссерскую, чему я в свое время сильно удивилась, потому что до той поры не сталкивалась с таким явлением. Между ними ощутимая разница, потому, который из финалов придется вам по душе, предсказать не берусь – на всякий случай поглядите оба.
ПС. Другие картины о постапокалипсисе и борьбе за выживание: «Тихое место», «Птичий короб», «Поезд в Пусан».