Найти тему

Каждому по заслугам: риск развития тяжёлой формы COVID-19 неравномерен (The Economist)

Оглавление

Поэтому требуется доработать меры, направленные на то, чтобы остановить распространение болезни

21 мая 2020 года

Накрыть очаг болезни — настолько же важный шаг на пути к победе над эпидемией, как если бы вы сцапали и засадили за решётку серийного убийцу в ходе расследования преступлений. Успех тут зависит от тех же навыков, какие продемонстрировал в 1854 году Джон Сноу, врач-британец, разработавший принципы современной эпидемиологии. В тот год всего за две недели вспышка холеры в центре Лондона унесла жизни более 500 человек. Тогда Сноу исследовал тела около 60 погибших и нашел общий фактор: загрязнение в водозаборной колонке. Но стоило ему снять с колонки рукоятку насоса — и вспышке наступил конец.

Изоляция, призванная остановить ковид-19, стала радикальным отклонением от основ эпидемиологии. Проводя аналогию с упомянутой эпидемией холеры, эти меры были равносильны тому, как если бы вы вынули все рукоятки из всех лондонских водяных насосов. Но появляющиеся закономерности во вспышках и смертях от инфекции намекают, что после того, как удастся локализовать болезнь, возможно, произойдёт возвращение к классической эпидемиологии. Другими словами, подход будет откалиброван в зависимости от территорий и людей, в которым он применяется. То, что может сработать в плотно упакованном, мультикультурном Нью-Йорке, будет отличаться от того, что подойдёт однородному, сельскому Висконсину. Однако конечная цель остается неизменной: оградить тех, у кого наиболее вероятно разовьются тяжелые симптомы коронавируса, от воздействия SARS-CoV-2, вызывающего это заболевание.

Дома и крепости

Кто составляет группу повышенного риска, теперь становится яснее, поскольку начинают накапливаться данные от исследований со всего мира. Часть наиболее убедительных доказательств можно найти в исследовании, опубликованном 7 мая Беном Голдакром из Оксфордского университета [eng. Ben Goldacre of Oxford University] и его коллегами. В ходе работы им были изучены медицинские карты более чем 17 миллионов человек в Великобритании, около 6000 из которых умерли от новой болезни. Исследование Голдакра подтвердило предыдущие подозрения о том, что риск смертности особенно высок (после принятия во внимание возраста, привычки курения и бедности — чего не было сделано другими исследованиями) для людей, страдающих ожирением, диабетом, больных раком или получивших трансплантированный орган. Быть мужчиной тоже рискованно. Тем не менее, самый большой фактор риска — это старость. Люди в возрасте 60 лет в два раза чаще умирают от covid-19, чем те, кому ещё только исполнилось 50. Смертность от этого заболевания растет еще быстрее у перешагнувших порог 70-летнего возраста. Так что, даже здоровые пожилые люди подвергаются значительному риску. Данные по девяти развитым странам, собранные The Economist из различных источников, показывают, что на долю домов престарелых и инвалидов приходится 40-80% случаев гибели от covid-19 (см. диаграмму 1).

Тень Потрошителя. Доля погрбших от ковид-19 в домах престарелых по последним данным. Страны в порядке убывания: Бельгия,Швеция, Германия, Франция, США, Нидерланды, Англия и Уэльс. *включая жителей домов престарелых, которые умерли уже в госпиталях
Тень Потрошителя. Доля погрбших от ковид-19 в домах престарелых по последним данным. Страны в порядке убывания: Бельгия,Швеция, Германия, Франция, США, Нидерланды, Англия и Уэльс. *включая жителей домов престарелых, которые умерли уже в госпиталях

Наводящая ужас статистика. Но она также открывает и возможности. Сосредоточив усилия на домах престарелых, удастся значительно сократить число погибших. Это подразумевает внедрение процедур профилактики инфекций, аналогичных тем, которые применяются в больницах: защитные маски и халаты для персонала, а также частое тестирование персонала и пациентов на наличие активной инфекции SARS-CoV-2. Пожалуй, предусмотрительным будет тестировать и тех, кто постоянно приходит туда навестить родственников. Или найти другие способы остановить проникновение вируса вместе с посетителями. Некоторые дома престарелых в Нидерландах, например, установили стеклянные перегородки в комнатах, где встречаются обитатели и навещающие их гости.

Обобщение этих мер может послужить образцом для борьбы с заболеванием в более широком контексте. Одна из стратегий, выдвинутая учеными из Эдинбургского университета, состоит в том, чтобы разделить население на три сегмента: наиболее уязвимые; те, с кем они регулярно тесно контактируют (которые исследователи называют “оградители” [eng. shielders]); и все остальные. В группу «оградителей» включены те, кто проживает с входящими в первую группу людьми, родственники, которые навещают этих людей, и социальные работники, которые заботятся о них. Согласно рекомендациям это исследования, уязвимые сами должны принимать самые строгие меры предосторожности, чтобы избежать заражения, а оградители должны принимать большие меры предосторожности, чем все остальные.

Уде появляются идёт, как осуществить это на практике. Гибралтар и Болгария, например, организовали «золотой час» каждый день, когда парки и общественные места зарезервированы для пожилых людей, а остальных просят остаться дома. Для оградителей будут особенно полезны приложения для отслеживания контактов, которые предупреждают тех, кто был близок к инфицированному человеку. Также им не стоит пренебрегать более строгими мерами гигиены рук, масками для лица и социальным дистанцированием. Оградителям также можно было бы предоставить приоритет в очереди на тест на коронавирус.

Сколько человек окажется в каждом из этих сегментов, зависит от выбранных критериев уязвимости. Национальная служба здравоохранения Великобритании выявила 1,5 млн человек, находящихся в группе высокого риска из-за ранее выявленных заболеваний. Это 2,7% населения страны. Если бы это определение было расширено и включало людей старше 70 лет и тех, кто моложе этого возраста, но находится в домах престарелых, на долю которых и приходится примерно 80% тех, кто, судя по данным, страдает тяжелой формой covid-19, то под определение «уязвимых» попало бы 20% населения. По оценкам команды учёных Эдинбургского университета, в среднем на каждого человека в этой расширенной группе приходится по одному оградителю. В таком случае, эта классификация позволила бы 60% населения вести свою повседневную жизнь лишь с умеренным уровнем социальной дистанцированности.

Кто есть кто?

Однако определение того, кто относится к группе уязвимых, само по себе чревато трудностями. Помимо пожилых людей и лиц с особыми медицинскими заболеваниями, третья группа людей в зоне риска, что подтверждается исследованием д-ра Голдакра, — это члены определенных этнических меньшинств. Даже учитывая различия в наличии у них иных заболеваний и уровня бедности, чернокожие люди и те, чьи предки пришли из Южной Азии, были на 60-70% более склонны умирать от covid-19, чем белые британцы. В Швеции среди тех, кто находится в больнице с тяжелой формой covid-19, существенно большую долю составляли иммигранты из Ирака, Сирии и Сомали, в сравнении с долей заболевших шведов. В Норвегии 15% жителей являются иностранцами по рождению, и только они одни составляли уже 25% от тех, кто получил положительный результат теста на SARS-CoV-2 к 19 апреля. В Америке меньшинства тоже страдают. Число погибших в результате Ковид-19 оказалось непропорционально большим среди чернокожих и латиноамериканцев.

Такого рода данные могут помочь органам по контролю за заболеваниями определить комплекс мер, которые могут наилучшим образом сократить смертность от SARS-CoV-2 в конкретных подгруппах. Один из выводов, который уже можно сделать, исходя из данных статистики, заключается в том, что такие условия жизни, как проживание под одной крышей сразу нескольких поколений семейства, что является традиционным для некоторых меньшинств по культурным и экономическим соображениям, создают им препятствия для того, чтобы эффективно оградить членов семьи, находящихся в группе риска, от заражения вирусом. В США 26% чернокожих и 27% латиноамериканцев живут либо в семьях, где совместно проживают ещё как минимум два взрослых поколения, либо в так называемых грандсемействах [eng. grandfamilies] когда бабушки и дедушки проживают с внуками, не достигшими 25 лет, но без поколения родителей. Для сравнения, среди белых американцев в аналогичных обстоятельствах проживают только 16%. Перенаселенность — тоже проблема. В Великобритании около 30% бангладешских домохозяйств и 15% чернокожих африканских домохозяйств классифицируются Управлением национальной статистики как переполненные. У белых британских домохозяйств этот показатель достигает всего 2%.

Для решения этих вопросов в некоторых областях были созданы карантинные учреждения для тех, кто не может соблюдать изоляцию дома. Швеция оказалась особенно щедра в этом отношении. Стокгольм предлагает отдельные квартиры членам больших семей иммигрантов, находящимся в группе высокого риска получить осложнения от covid-19.

Общение также имеет важное значение. Отсутсвие перевода информации о профилактике SARS-CoV-2 на языки, на которых говорят иммигрантские общины, — это раннее упущение в комплексах мер по борьбе с заболеванием, допущенное многими странами. Так же как они упустили и возможность распространить соответствующую информацию по каналам, используемым для подобных вещей, как передовицы местных общинных СМИ и радиостанции на родных языках народов. Меры такого рода не новинка в области общественного здравоохранении. Они были развернуты, например, во время недавней вспышки кори в Великобритании, которая по большей части началась именно среди иммигрантов из Восточной Европы.

Опасные профессии. Риск заболеть ковид в Великобритании в зависимости от профессии. По горизонтали — близость (очень далеко, неблизко, довольно близко, на вытянутой руке, непосредственный контакт), по вертикали — время, необходимое для заражения (в течение дня, недели, месяца, года, никогда). Слева направо: фермеры, таксисты, охранники, работники домов престарелых и соцработники, медсестры, санитарки и сиделки.
Опасные профессии. Риск заболеть ковид в Великобритании в зависимости от профессии. По горизонтали — близость (очень далеко, неблизко, довольно близко, на вытянутой руке, непосредственный контакт), по вертикали — время, необходимое для заражения (в течение дня, недели, месяца, года, никогда). Слева направо: фермеры, таксисты, охранники, работники домов престарелых и соцработники, медсестры, санитарки и сиделки.

Некоторые рабочие места также влекут за собой характерный риск заражения. Некоторые из самых крупных вспышек в США, Германии и Дании произошли на скотобойнях, где условия труда подразумевают нахождение в толпе, а также, возможно, холодную температуру (поскольку есть доказательства того, что SARS-CoV-2 лучше выживает при низких температурах), помогают вирусу особенно легко распространяться. Ухудшает ситуацию и то, что рабочие в этих местах часто оказываются мигрантами, живущими в переполненных домах. Некоторые другие рабочие места — особенно в секторе услуг — наносят аналогичный двойной удар: больший риск заражения Ковид-19 и высокая доля пожилых работников (см. диаграмму 2). В Британии рабочие места, которые попадают в эту категорию, включают охранников, сантехников и каменщиков. Работодатели должны принимать более строгие меры для защиты таких работников от заражения. Это может быть переназначение уязвимых граждан на менее подверженные риску заболеть должности, соблюдение более строгой гигиены и правил, обеспечивающих физическую дистанцию на рабочем месте, а также стандартная штатная проверка симптомов заболевания.

Все эти выверенные стратегии профилактики будут зависеть от постоянного сбора данных о распространенности инфекции среди различных группах населения. Увеличение возможностей для тестирования и более точные тесты для выявления болеющих и переболевших, облегчают эту задачу. Если эти процедуры удастся организовать и реализовать быстро и надежно, то следующие волны эпидемии covid-19 могут быть слабее и окажутся менее разрушительными для общественной жизни и национальной экономики. ■

Источник: https://www.economist.com/science-and-technology/2020/05/21/the-risk-of-severe-covid-19-is-not-uniform

Спасибо за то, что дочитали до конца! Если Вам интересно прочитать перевод какой-либо статьи на турецком, французском или английском языках, присылайте ссылки!