Вершина пищевой цепочки
Итак, предположим, вы научились грамотно планировать время для редактирования текста. Но... как же этот текст редактировать? Какие типичные косяки портят произведение, по всем законам русского языка, вроде как, написанное правильно?
- Тавтология - царица всех ошибок. Если вы открываете текст и видите одно и то же слово или два однокоренных на расстоянии друг от друга меньше, чем три строки - это она. И нет, я не буду вам говорить "вымарывайте нещадно". Я объясню, почему это плохо, а вы сами решите, где тавтологию оставить, а где - да, вымарать. Дело в том, что наша подруга тавтология притягивает к себе внимание. В определённых случаях это может даже оказаться полезно, но чаще всего ведёт к тому, что читатель концентрируется не на том, на чём должен был и при чтении, так сказать, "спотыкается".
- Плеоназмы - коварный враг. Плеоназм - это такое слово, которое можно выкинуть из предложения, не теряя смысла. Предположим, писатель написал "Джон кивнул головой". Слово "головой" будет плеоназмом, потому что ничем иным Джон кивнуть не мог. Без плеоназмов текст очень часто выигрывает.
Коварные черти
- Смешение времён. Я немного поэкспериментировал с этим делом, но не смог найти способа сделать это приёмом, а не ошибкой. Смешение времён возникает, когда в рамках описания одного и того же события глаголы используют разное... время. Например: "Иван посмотрел назад и идёт вперёд". Книги, как правило, пишутся в прошедшем времени. Его и стоит придерживаться.
- Не забывайте об описаниях. В своё время у меня это была больная тема: по сути, я концентрировался на действии и диалогах, оставляя читателю безликих персонажей в вакууме. В целом, без описания можно обойтись: "хмурый высокий мужчина в тёмной столовой" даёт достаточно простора для манёвра, однако нельзя позволить читателю о чём-то гадать или заставлять его перечитывать даже две строчки текста. Помнится, разок я вычитывал книгу, где о том, что действие главы происходит в склепе, я узнал лишь в предпоследнем абзаце. Сами понимаете, как смазывается эффект.
Ложечка дёгтя
- Бойтесь местоимений. Местоимение, обычно, хватается за ближайшее к нему существительное подходящего пола и числа. Скажем, если писатель написал небольшой текст про насекомых. "Осы полетели между домов. Они громко жужжали." Они - кто? Очевидно, дома. Это ближайшее к "они" слово подходящего рода и числа. Мне жалко пчёл.
- Не забывайте про атрибуцию. Это всякие "сказал Иван" и "рассмеялась Нина", рассыпанные по диалогу. Атрибуция очень многофункциональна. Во-первых, она выполняет функцию смайлов, насыщая текст эмоциями, неочевидными читателю. Во-вторых, не даёт запутаться, кто, кому и что говорит. В-третьих, ей удобно разбивать длинные монологи. Часто советуют втыкать атрибуцию раз в три предложения.
Ну что? Устали? Ну, тогда, всё на сегодня. Увидимся через неделю на канале "непопулярное мнение".