Советская космонавтика считалась самой передовой и безопасной в мире. Аварии и катастрофы могли происходить только у капиталистов, особенно у американцев. Так во всяком случае убеждали советских граждан партии и правительство с помощью всех СМИ. Сейчас, правда, уже известно, что и советская космическая программа не обходилась без шероховатостей и крупных проблем, не обошелся без них и полет Гагарина в космос.
Проблема 1
Первая нештатная ситуация с "Востоком-1" случилась еще до его старта. Когда Юрий Гагарин разместился в космическом корабле и закрыл люк, выяснилось, что операция закрытия люка произошла некорректно. 1 из 3 контактов "Люк закрыт" не сработал. Этот контакт после отстрела крышки люка должен был подавать команду на таймер катапультирования, так что его функционирование было жизненно важным. Королев объяснил Гагарину ситуацию, попросил того не волноваться и отправил бригаду ремонтников. Люк открыли, неисправность ремонтникам удалось оперативно устранить, повторное закрытие люка прошло нормально.
Проблема 2
В 09:07 ракета "Восток" стартовала с Байконура ознаменовав начало покорения человеком космического пространства. Поначалу все складывалось хорошо, но вывод космического корабля "Восток-1" на орбиту прошел в нештатном режиме. Сломался один из приборов и сигнал выключения центрального двигателя поданный с Земли не был принят автоматикой. В результате автоматика сработала по резервному варианту с опозданием на 0.5 секунды. Реальная скорость оказалась на 22 м/с выше расчетной. В результате апогей орбиты оказался на 302 км, в то время ка расчетный составлял 217 км. Планируемая высота орбиты должна была обеспечить спуск за счет торможения об атмосферу спустя 4 дня. Система жизнеобеспечения "Восток-1" была рассчитана на декаду, в то время как торможение на реальной орбите заняло бы целый месяц. В случае отказа тормозной системы корабля Гагарин был бы обречен.
Проблема 3
Тормозные двигатели космического корабля также проработали не совсем идеально. Скорость "Восток-1" планировалось уменьшить на 136 м/с, но не полностью закрылся обратный клапан наддува бака горючего и часть топлива была утрачена. Тормозные двигатели выключились только по истечении предельного срока работы 44 сек. Из-за этого траектория спуска сменилась на более пологую.
Проблема 4
Нештатная работа тормозных двигателей привела к тому, что нарушилась стабилизация корабля, "Восток-1" начало раскручивать вдоль собственной оси. Скорость вращения достигала примерно 30 градусов в секунду. В глазах Гагарина все кружилось — он видел то небо, го горизонт, то Африку. Космонавт уперся ногами в иллюминатор, но шторки закрывать не захотел, поскольку самого интересовало происходящее. Правда приходилось постоянно зажмуриваться от Солнца. В положении такого вращения Юрий ждал разделения.
Проблема 5
В ожидаемый момент разделения не последовало, поскольку оно автоматически заблокировалось системой управления. Это опять-таки было связано с нештатной работой тормозных двигателей. При гарантии скорого входа в атмосферу автоматика проводит разделение, но из-за недостаточно погашенной скорости такой гарантии не было.
По времени после выхода на траекторию посадки разделение должно было произойти спустя 10-12 секунд после выключения тормозных двигателей. Однако разделение произошло только на высоте примерно 110 км примерно через 10 минут после запланированного срока. К этому моменту обшивка корабля нагрелась примерно до 150 градусов и термодатчики подали автоматике команду на разделение.
P.S. На этом проблемы связанные с первым полетом в космос не исчерпываются. А продолжение следует...
Уважаемые читатели! Если вам вдруг понравилась публикация, то прошу ее лайкнуть и, по возможности, подписаться на канал и поделиться в соцсетях. Еще прошу в комментариях указывать тему, о тайнах которой Вам хотелось бы почитать.