Неоднократно убеждалась, что абсолютно любую фразу каждый толкует по-своему. Это касается и пословиц, и афоризмов, и крылатых выражений.
Например, выражение «Не делай добра – не получишь зла». Мне всегда представлялся человек, сделавший добро другому, а этот другой воспринял как должное, да еще и ведет себя по-хамски.
А вот недавно узнала, что истолковать можно по-другому.
У меня многочисленная родня, куча двоюродных братьев и сестер, тетей и дядей, племянников и племянниц. Все стараемся по мере сил общаться, и, если не видимся, то хотя бы перезваниваемся и спрашиваем друг друга о новостях.
Приехали мы в гости к маминому брату, моему дяде, и завели они с женой разговоры о своих детях, моих двоюродных брате и сестре.
Ну, сына они всегда на пьедестал ставил. Гена и умный, и рукастый, и в политике разбирается, и вообще самый лучший. Вот и сейчас нахваливают. И дети-то у него всем на зависть, и в квартире ремонт («Вот, вот! Погляди на фото! И вот это еще! Здорово же, да?») И жена работящая, послушная, по хозяйству шустрит.
А вот дочь Лану не хвалят. С первым мужем разошлась, и со вторым. Теперь двоих детей одна тянет, алименты грошовые.
И у Гены, и у Ланы ипотеки. Но Лане с ипотекой помогают родители, а Гена (молодец какой!) сам платит.
И вот сидят дядя с тетей и бубнят об этом, а мне тошно. Гена, да, молодец, платит, но они с женой вдвоем работают, да еще несколько лет с тестем и тещей прожили, деньги копили на первоначальный взнос, потом маткапитал добавили, да родители с обеих сторон подкинули. А сейчас и тесть, и теща умерли (онкология), так их квартиру сдают, опять же деньги.
А Лана одна за всех. Можно, конечно, сказать ,что сама виновата. Мол, нарожала тут! Но мне вспоминается, как после первого неудачного брака родители ее тыркали, чтоб «мужика себе искала, чтоб хоть какого, чтоб с дитем взял». Ну, она и нашла хоть какого. Опять грабли.
А разозлило меня до невозможности то, что тетя с дядей САМИ предложили оплачивать дочери ипотеку. А теперь ее ежедневно упрекают, что она никчемная, ничего из себя не представляет («Вон, мужики сбежали!»), и что родители вынуждены за нее ипотеку платить!
Моя мама говорит, что она слышала уже это неоднократно, и что Лане претензии предъявляют и по телефону, и при родне и даже просто при знакомых. Хотя Гене родители тоже подкидывают деньжат («Уж помогать, так обоим! Геночке тоже деньги пригодятся!»), но ему это в вину не ставят.
И вот сидят дядя с тетей,пригорюнившись, и рассказывают своей племяннице, то есть мне, что дочь-то у них, оказывается, неблагодарная. Огрызаться дочь-то стала, на их справедливые слова и упреки.
Не выдержала я и говорю:
- Дядя, а тебе бы понравилось, если б тебя все время попрекали помощью, и говорили, что ты – ущербная, слова доброго не стоишь, и без родителей по миру пойдешь да сгинешь?
Тетя меня перебила, губы поджала, и парирует:
- На правду не обижаются!
- У вас своя правда, а у нее своя, - отвечаю. – Она работает, старается, девчонок своих воспитывает по мере сил. К вам когда приезжает, то по хозяйству старается помочь. Без конца ее тыркаете, с детства еще, все с братом сравнивает, у нее самооценка на нуле. А вы своей критикой ее еще больше в грязь втаптываете.
- А как же не сравнивать? – искренне удивился дядя. – Генка и мотор переберет, и сварщиком может, если надо, поработать, и огород вскопать. А Ланка че? Ну че?
- Да ниче! – в сердцах говорю я. – Сами предложили платить ипотеку эту, а теперь дочь свою паскудите на всю родню.
Мама делает страшные глаза и сигнализирует ,чтоб я помолчала. Не обостряй, мол, все равно не поможет.
Да знаю, что не поможет. Молчу, соплю и замолкаю.
Тетя с мученическим и постным видом глядит в окно. А дядя все никак не может уняться и торжественно возглашает: «Вот уж правду говорят: «Не делай добра – не получишь зла!» Истинная то правда».