Трудно представить, но, статистически, только 5% людей не боятся выступать на публике. Остальные 95% — подавляющее большинство тех, кто в той или иной степени испытывает трудности. Говоря о музыкальной сфере публичные перфомансы будут являться неотъемлемой и необходимой ее частью. Каждому музыканту (даже более опытному) приходится сталкиваться с тем самым моментом истины, когда приходит пора демонстрировать свои навыки публично. Количество зрителей, будь то один человек или тысячи, не будет иметь ключевого значения, так как страх, возникающий перед (или во время) ответственного момента, будет проявлять себя одинаково. Как перебороть его — вопрос глобальный, входящий, пожалуй, в топ-10 самых популярных и животрепещущих вопросов, задаваемых в музыкальном сообществе. Но прежде чем давать какие-либо развернутые ответы на него, стоит рассмотреть тему этого страха глубже.
Для начала обратимся к терминологии: патологическую боязнь публичных выступлений именуют пейрафобией или глоссофобией. Как уже было сказано выше, она в той или иной степени присутствует у большей половины земного шара, а причин ее возникновения — великое множество.
Ученые, исследовавшие данную фобию, утверждают, что ее корни уходят глубоко в первобытность. И это вполне логично, ведь человек, будучи изначально стадным существом, не просто так боялся быть отвергнутым своей группой: социальная изоляция была крайне опасна для его жизни и чаще всего приводила к летальному исходу. На уровне генетической памяти мы боимся быть отвергнутыми обществом, а неудачное выступление подсознательно воспринимается как одна из причин попадания в изгои. Отсюда вырастает страх потери пригодности перед обществом, а возможные неудачи воспринимаются как прямая угроза для репутации человека, ведь, как ни крути, реакция на страх является нашим древнейшим защитным механизмом.
А вот, что происходит при этом в нервной системе: «когда мы думаем о негативных последствиях, часть мозга, именуемая гипоталамусом, активируется и запускает гипофиз, который отвечает за выработку адренокортикотропного гормона. Этот гормон стимулирует надпочечники, что приводит к выбросу адреналина в кровь. Именно в этот момент многие из нас ощущают реакцию на данный процесс: мышцы шеи и спины сокращаются (принуждая вас ссутулиться и пригнуть голову), уродуя осанку, пытаясь заставить вас принять «позу эмбриона». Если вы воспротивитесь этому, расправив плечи и подняв голову, ваши ноги и руки задрожат, так как мышцы тела уже инстинктивно приготовились к надвигающемуся нападению. Кровяное давление возрастает, а пищеварительная система останавливается, чтобы максимизировать поступление питательных веществ и кислорода к жизненно важным органам. Следствие приостановки пищеварения — сухость во рту и ощущения «бабочек» в животе.»
Вспомним моменты со времен школьной скамьи: каждый хоть раз сталкивался с осуждением учителей, одноклассников, родителей в случае получения низких оценок. Причем степень этого осуждения со стороны окружающих могла сильно варьироваться от умеренной до катастрофической. В последнем случае человек моментально попадал в категорию аутсайдеров, что влекло за собой низкий социальный статус (а мы говорим сейчас про школьную модель социума) и совершенно иное отношение со стороны сверстников. Знакомо, не правда ли? Воспоминания о подобных случаях отзываются флешбеками того ужаса (если вы не были полным пофигистом), когда боялись принести домой тройку, а еще хуже — двойку или несколько. Не говоря уже о тех учителях, которые усугубляли положение своим пренебрежительным отношением к детям, получавшим низкие оценки по их предмету, публично бичуя школьников из явно садистского удовольствия. Подобные эпизоды с молодых лет очень сильно въедаются в подкорку, а, как мы хорошо знаем, чем раньше подобное возникло, тем глубже засело в подсознании по итогу.
Наверняка многие помнят, как им запрещали громко разговаривать в публичных местах, могли пресекать любые попытки творческих проявлений (вокалистов касается, в особенности): не играй, не кричи, не пой. Подобное можно было услышать как от родителей, так и от окружения. И обиднее всего, пожалуй, слышать такое от близких друзей. Подсознание фиксирует подобные запреты и пресечения, что в конечном итоге тоже приводит к тому, что на публике человек начинает зажиматься. В голове уже плотно засело, что громко — значит плохо и вообще нельзя.
Ко всему вышеперечисленному добавляется степень тревожности человека, его нервная организация, возбудимость, склонность к паническим состояниям, критическая оценка их действий (особенно когда дело касается процесса обучения музыке), неудачи на экзаменах, первые негативные опыты, боязнь ошибиться и быть осужденным за эту ошибку. Ах да, сравнение себя с другими (особенно объективно более опытными), что делать всегда нужно очень аккуратно во избежание заведомо негативной оценки самого себя. Даже генетика может играть роль. И это далеко не все причины, которые могут являться следствием возникновения пейрафобии.
Таковых слишком много, но вопрос так и остается один: как же этот страх перебороть? И реально ли это вообще?
Разберем варианты преодоления по пунктам:
1. Определение причины
Каждый раз, когда вам предстоит ответственное мероприятие, а вы уже испытываете приступ паники, постарайтесь успокоиться, сесть и хорошенько подумать, что конкретно вызывает это состояние? В чем основная причина возникновения боязни выступить? Разумеется, времени для глубокого анализа у вас может и не остаться, но каждый раз находясь в подобной ситуации можно как минимум найти минуту для поиска первопричины, даже если она засела крайне глубоко. Наиболее важным этапом преодоления данного страха является понимание его природы, а затем — принятие его. Боятся абсолютно все, исключений не бывает.
2. Не бойтесь допустить ошибку
Почаще напоминайте себе простую истину: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Особенно перед концертом. Не нужно успокаивать и убеждать себя в том, что все пройдет идеально, потому что иначе внезапный косяк может повлиять на процесс гораздо серьезнее. Ошибаться можно и иногда даже нужно. Нет, никто не отменял позитивный настрой и стремление отработать максимально качественно, но важно помнить о том, что вульгарно «вкрячиться» можно даже тогда, когда вещь заучена идеальнейшим образом. Ситуации происходят разные, мозг может выдать «синий экран» в самый ответственный момент (не говоря уже о техническом оснащении концертной площадки). Самое главное — предварительно в уме позволить себе допустить косяк, благодаря чему его возникновение уже не будет являться потрясением или новостью. Вокалистов данный аспект касается особенно, так как голос — это самый капризный инструмент из всех! Мы не всемогущие, хоть и стремимся к этому.
3. В зале тоже сидят люди
Которые, кстати, тоже ошибаются. Не стоит воспринимать публику как голодного зверя, который почувствовав в воздухе запах страха тут же попытается вас сожрать. Они в любом случае будут вас слушать до конца (у них выбора нет) и даже самое неуверенное начало можно вывести в процессе в нормальное «продолжение банкета», а при желании и разгоне и вовсе кардинально изменить мнение о вашем перфомансе, раскачав по итогу зал. Конечно найдутся критики, но найдутся те, кому понравится и даже очень. Если меньше задумываться о мнении кого-то в зале, то сосредоточенность на самом процессе возрастет и ваше выступление будет выглядеть гораздо убедительнее.
4. Готовьтесь тщательно, но не «замыливайте» материал
Не стоит слишком много сил убивать на вытачивание произведения тогда, когда оно и так отработано хорошо. Фиксировать внимание стоит в большей степени на тех моментах, которые получаются хуже остальных. Точечная работа будет в разы полезнее, нежели вы будете до посинения гонять одно и то же целиком (в определенный момент это превратится в мартышкин труд). Позволяйте себе отдохнуть и собраться с мыслями, проветривайте голову, делайте паузы.
5. Релаксация, улыбка (и 50 г. для храбрости)
Заранее расслабьте себя любыми способами, которые подходят лично вам. Обязательно вкусно покушайте, как следует выспитесь и приведите организм в тонус, сохраняйте положительный настрой, улыбайтесь (да, улыбка действительно помогает). Разумеется алкоголь лучше не употреблять перед важным выступлением. Но… Если вы нервничаете и больше ничего вам не помогает, то в любых правилах есть свои маленькие исключения. Главное — без перебора.
6. Выступайте чаще
Ищите возможность для себя, как для артиста, выступать с большей периодичностью. Таким образом страхи будут постепенно отодвигаться на задний план, оставляя место для формирования привычки. А то, что становится для мозга привычным, уже не будет вызывать приступов паники. Разумеется, небольшой мандраж может сохраняться до самого конца, но это уже скорее будет являться признаком хорошего артиста, для которого действительно имеет значение уровень и качество его исполнительства.
7. Записывайте себя и анализируйте
Чаще всего выводы, сделанные вами по окончанию выступления будут сумбурными и сильно субъективными, не говоря про общий мандраж, который и вовсе может смазать картину восприятия. Старайтесь делать записи, не стесняйтесь просить других записать вас. Наглядная демонстрация покажет как сильные, так и слабые стороны, поможет зафиксировать успехи и выявит то, над чем предстоит поработать тщательнее в будущем. Самое главное — подходить к анализу видео/аудио с холодной головой, без лишней самокритики. Это в любом случае опыт и отличный повод для того, чтобы улучшить уровень качества вашего исполнительского мастерства.