Зачем исповедоваться, если каждый раз грехи одни и те же, и годами ничего не меняется? Такой вопрос, пожалуй, время от времени слышит каждый священник. Некоторые христиане, столкнувшись с этой реальностью, даже перестают приступать к исповеди. Вопрос, действительно, сложный и требует разъяснения.
Думаю, если человек имеет достаточно решимости вести серьезную духовную жизнь, существует две основные причины означенной проблемы. Первая из них в том, что некоторые грехи можно истребить только раз и навсегда, но для выкорчевывания из души многих других требуется усердная многолетняя работа. Приведу пример. Нельзя бросить курить постепенно. Это подтвердят все, кто справился с табакокурением. Не получится так. Вот в пачке 20 сигарет. Сегодня выкуриваю 20, завтра 19, послезавтра – 18, через 20 дней – бросил. Этот грех нужно истреблять раз и навсегда, другого пути нет. Однако большинство грехов так не победить. Например, нельзя раз и навсегда перестать гневаться или гордиться – требуется много пота и скорбей. Такие грехи нужно брать не лихими кавалерийскими наскоками, а осадой, измором. То есть из раза в раз, от исповеди к исповеди уменьшать их степень. Вот, например, два человека каются в осуждении. Только один осуждает всех и вся 16 часов в сутки, то есть пока не спит. Осуждает правительство, магнитные бури, карантин и вообще мироздание как таковое. А другой раз в месяц осудил водителя за то, что он ему на пешеходном переходе на ногу наехал. И в первом и во втором случае – осуждение, но степень совершенно разная. Так вот задача христианина уменьшать ее, эту степень, изо дня в день, а затем совсем исторгнуть из души грех.
Вторая причина заключается в том, что человек так запутался в своей жизни, что, как белка в колесе, бежит на месте. Сеть греха не дает ничего предпринять. Жизнь такого человека – это запутанный клубок страстей. Здесь задача – найти конец этого клубка и начать его разматывать.
Сделать это без Божией помощи едва ли возможно. В этот клубок часто оказываются вплетены семья, друзья и вообще окружающие люди. Помню, как-то один молодой человек задал мне вопрос, который привел меня в замешательство. Его отец на работе украл стол. Обеденный. Поставил его, как положено, на кухне. Семья за краденым столом ест и пьет, справляет семейные торжества. А этот молодой человек не может есть за ворованным столом – кусок в горло не лезет. Сам учится и денег пока не зарабатывает, то есть жить отдельно не может. Спрашивает меня, как быть? И таких случаев, когда человек заводит в тупик не только свою жизнь, но и жизнь окружающих его людей, очень много. Грех – это яд, отравляющий все вокруг. И хорошо, если человек хочет из этого выпутаться. А бывает и так, что та грязь, в которой он обитает, полностью его устраивает.
Но вернемся к нашему вопросу. Почему мы не можем выпутаться, почему топчемся на месте? Потому, в частности, что не хотим учиться, перенимать опыт Святых Отцов. По своей гордыне все хотим сделать сами, изобрести свои законы духовной брани, которые Святым Отцам были давно известны. Это достаточно смешно. Это похоже на то, когда бледный мечтатель вдруг выходит на ринг, чтобы вступить в поединок с опытнейшим бойцом и в ходе боя начинает изобретать различные приемы. Конечно, исход поединка очевиден. Вот так и мы не учимся правилам ведения духовной брани у Святых Отцов, а начинаем их изобретать. Например, приходит человек за советом. Жизнь у него – тот самый клубок. Живет на две семьи, и там и так, конечно, врет. Врет начальнику, друзьям, самому себе, Богу. Сам пытается что-то сделать, но выбраться не получается. Чтобы распутать этот клубок, нужно найти конец, то есть корневую, основную страсть, как учили Святые Отцы, вокруг которой увиваются все остальные. Если эта страсть – ложь, то следует поискать и способы борьбы с ней. По учению Святых Отцов, в частности, преподобного аввы Дорофея, существует три вида лжи: ложь мыслью, ложь словом и ложь жизнью. «Мыслию лжёт тот, кто принимает за истину свои предположения, т. е. пустые подозрения на ближнего» (Душеполезные поучение, слово 9). Действительно, как часто мы без повода думаем о человеке нелицеприятно. Словом лжет тот, кто говорит неправду, а жизнью «тот, кто, будучи блудником, притворяется воздержным; или, будучи корыстолюбив, говорит о милостыни и хвалит милосердие, или, будучи надменен, дивится смиренномудрию»(там же). Или, можно добавить о современных реалиях, будучи бедным, взял в кредит дорогую машину, чтобы показаться окружающим важным человеком, а теперь не знает, как расплатиться, а теперь семья на грани развала и дети в обносках.
Так, зная виды греха, можно подыскать и средства борьбы с ним. А учиться, повторюсь, нужно у Святых Отцов. Тогда наша духовная жизнь не будет похожа на день сурка, когда от исповеди к исповеди годами валяемся все в тех же грехах. Тогда с Божией помощью постепенно начнем распутывать этот клубок.