Добро пожаловать на канал «Об ММА без фанатизма». Здесь вы найдете много интересных историй из мира ММА, так что лучше подпишитесь сразу на наш канал, телеграм или инстаграм, чтобы ничего не пропустить. Всем добра👊
В условиях карантина и практически полного отсутствия спортивных событий главным событием весны для болельщиков стал сериал «Последний танец» о великом походе «Чикаго Буллз» за своим шестым титулом. На IMDB рейтинг сериала просто запредельный, уже сейчас он находится на шестом месте за всю историю сериалоделания по средней оценке зрителей.
Но немало есть и критиков, причем большая часть из них - это люди, которые хорошо разбираются в баскетболе (или по крайней мере так о себе думают). Почему «Детройт Пистонс» начала 90-х показан так криво? Почему легенду о Flu game заменили на какую-то историю с отравленной пиццей? Как получилось, что эксклюзивных съемок хватило на десять серий, а тему половых сношений Родмана и Кармен Электры так и не раскрыли?
Чем больше я это читаю, тем больше уверен в том, что «Последний танец» вообще не на этих людей рассчитан. В 90-е поток информации, поступающей к фанатам от спортсменов, было куда проще контролировать, а это значит, что любые истории, до которых массовую публику хотели допустить, были давно разобраны по косточкам еще пару десятилетий назад.
Фанаты - это всегда люди со своими понятиями об определенных событиях, своей терминологией, и почти всегда с ощущением того, что они-то про любимый спорт знают больше остальных. Если вы спросите у обычного человека, какие ассоциации у него вызывает имя Кеша, то он скорее всего скажет «попугай», фанат ММА со стажем скажет «Рэнделман», а фанат ММА со стажем поменьше скажет «Сидельников». Это незачем объяснять, это просто отпечаталось в голове навсегда.
И такие люди - это самая непростая публика. Для них все слишком картонно, слишком шаблонно, слишком по-детски, и для них почти всегда «все было совсем не так». На 95% людей, для которых ММА - это Хабиб, Конор, Федор и еще какие-то мужики, приходится 5% интеллектуалов, которые знают, как связаны колоритный боец Ассуэрио Силва и фраза «наложил в штаны». И тот, кто делает массовый продукт, однозначно будет рассчитывать именно на внимание 95%.
«Последний танец» - это такая разновидность программы «Чтобы помнили», только с черными мужиками, баскетбольным мячом и беготней на баскетбольной площадке. Уникальные видеоматериалы не просто так мариновались почти 20 с лишним лет: «Буллз» образца 90–х вот-вот выпадут из поля зрения пассионариев возрастной группы от 18 до 35, просто потому что люди младше 35 физически не будут помнить, что там было в 98–м и раньше. Кому-то надо было напомнить о тех временах, а кому-то и рассказать впервые - и тандем ESPN-Netflix отлично с этим справился.
Отдельная история - это рожденные в СССР люди, которые находились в те года в сознательном возрасте. Сейчас, когда ты можешь жить в Гондурасе, любить команду «Феерия» из села Малые Ассенизаторы, и ругаться, если трансляция ее очередной игры идет не в 4К, сложно представиться себе, сколько информации о спортивных событиях, особенно заокеанских, мог добыть человек в 90-х годах.
Во времена, когда интернет распределялся между полубогами, и то по талонам, а подключение к НТВ-Плюс стоило примерно как двухкомнатная квартира в центре Рязани, из телевизора о спорте можно было узнать либо из пятиминутного выпуска новостей (в котором, например, о прошедшем Супербоуле говорилось примерно секунд пять), либо из «Футбольного клуба» (революционной, без преувеличения, передачи по тем временам), либо из передачи «Дистанция 60» на том же НТВ. И да, однажды посреди этого спортивного пиршества внезапно появились игры Чикаго - Юта.
Сейчас это даже и не с чем сравнить. Ну представьте себе, что завтра на Землю высадятся инопланетяне, соберут всех телевизионщиков и покажут, что происходит в их Галактике, находящейся за 50 миллонов световых лет от нашей планеты. Перемножьте вашу реакцию примерно на десять - вот теперь вы ощутили, что чувствовал среднестатистический тинейджер из провинциального города, когда он включал телевизор - а там Джордан и Пиппен рубятся с Мэлоуном и Стоктоном.
Сейчас вся самая продвинутая статистика любого матча находится от вас на расстоянии пары кликов, а все звезды НБА и мировой баскетбольной журналистики живут в ваших соцсетях 24/7. А тогда это было просто окно в другой мир. И для большинства людей все воспоминания о тех играх остались на уровне эмоций и отдельных образов, а не сухих цифр и тактических комбинаций.
«Последний танец» апеллирует именно к эмоциям и образам. Порой то, КАК что-то рассказано, даже важнее того, ЧТО именно рассказали. Режиссер Джейсон Хехир - это как проповедник Лука из пьесы «На дне»: его истории достаточно увлекательны для того, чтобы провести за ними почти 10 часов своей жизни, а все ли в них стопроцентная правда - да не так это и важно, если изложено красиво.
Чем меньше у человека каналов для получения информации, тем она ценнее. В 90-х ты мог будучи фанатом «Милана» считать своим вторым днем рождения день, когда НТВ решило показать в вечернем эфире матч Лиги Чемпионов «Милан» - «ПСЖ». Тогда казалось, что если кто-то предложит тебе просмотр всех матчей любимого клуба в прямом эфире в обмен на твою почку, то ты будешь думать, что очень круто сторговался.
Сейчас такая возможность давно уже есть, а желания смотреть уже нет. Вряд ли ESPN сильно задумывался о чаяниях любителей спорта с пост-советского пространства, но так получилось, что матчи Буллз и Джаз стали моментом, когда у миллионов людей по эту сторону Атлантики их желания внезапно совпали с их возможностями. И возможность вспомнить об этом моменте - поистине бесценна.
Другие материалы на нашем канале
Петр Ян - Жозе Альдо: хуже не придумаешь
Чемпионы UFC, которые сломались после проигрыша титула (первая часть)
Двухметровый француз побьет Абдурахимова. Если пройдет допинг-контроль