Люди каменного века постоянно сталкивались с разными природными явлениями. А почему так – известно не было. Проще всего спросить у Гугла, но вот беда – не придумали ещё гугл.
Можно сходить в библиотеку и посмотреть в умных книжках. Так ведь ни библиотек, ни книжек, ни даже письменности вообще тоже ещё не было. Вот и приходилось объяснять как в голову взбредёт.
Сходили на охоту. Удачно. Убили всех, кого увидели. А вернувшись в пещеру – нарисовали, что было. Ыых стоял сбоку, бросил копьё – и олень сразу упал. А Уух стоял сзади, тоже бросил копьё, но попал совсем не туда, и олень только быстрее побежал. Значит, надо делать как Ыых. А перед следующей охотой можно ещё и станцевать, инсценировать, как будет проходить охота.
Станцевали – получилось. Не станцевали – не получилось. Так может потому и получилось, что танцевали? Это, конечно, так и есть. Станцевали, потренировались, каждый запомнил свои действия, вот и получилось. Только в каменном веке рассуждали немного иначе. Станцевали, духи посмотрели, им танец понравился, и они принесли удачу охотникам.
Это ещё не совсем религия, скорее магия, но ведь работало!
Или гром гремит. Страшно же! А ещё молния, а потом дождь как из ведра. Что случилось-то, ведь всё нормально было? Может дух какой разгневался? Ну или просто по своим делам идёт?
А ещё умершие. Вот только что был человек и вот – лежит, не двигается и даже не дышит. Его больше нет. Неужели совсем? А может быть есть, просто где-то в другом месте? А может быть ему в этом месте тоже охотиться придётся, а копья нет. Значит надо положить в могилу копьё. Ну и украшения, вдруг женщины там тоже есть и им тоже нужно нравиться.
Или пещерный медведь. Такой огромный, страшный, и на человека похож. Что с ним делать? Да ничего с ним не сделаешь, остаётся только верить, что если принести ему жертву – он будет немножко добрее и благосклоннее к племени.
Никаких священников или жрецов ещё не было. Даже шаманы выделились позже. А поначалу каждый мог провести соответствующий обряд. А если обряд проведён плохо – могли обвинить во вредительстве и на всякий случай, убить. Ну что бы не вредил больше. Поклонения, приношения – это всё появится гораздо позже, после появления скотоводства и земледелия, когда еды станет побольше.
«Человек разумный» был наблюдателен, хорошо знал животных, а его рука проводила на камне и кости точные линии. А иначе и быть не могло. Те, кто знал животных плохо – быстро умирали от голода или от ран, нанесённых этими животными. Те, кто не мог твёрдой рукой провести ровную линию – и копьё бросить не могли и тоже умирали с голоду, ну или питались одними кореньями. А это не добавляло авторитета и значит шансы на продолжение рода стремились к нулю.