В Беларуси развита отрасль производства тактических беспилотных летательных аппаратов: есть три основных государственных организации-производителя (558 АРЗ, НПЦ МБК НАН Беларуси и Агат), некоторые частные компании (например, КБ Инделла с преобразованием и перераспределением собственности, выразившимися в холдинге КБ Беспилотные вертолёты), Военная академия и Академия авиации привлекаются для разработки БПЛА, на 2060-й базе хранения и ремонта ВВС и ПВО налажен ремонт и модернизация некоторых БПЛА. Но с постановкой наших БПЛА на вооружение беларусской армии не все так хорошо. Основное подразделение беларусских ВС по эксплуатации БПЛА – это 927-й Центр подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов (в/ч 97085, г. Береза). Центр начинал с российских БПЛА Иркут-3,10 (в последующем эти БПЛА глубоко модернизированы до Беркут-1,2 на беларусских предприятиях Агат и 558 АРЗ). Несмотря на то, что 927 ЦПП БАК эксплуатирует беларусские БПЛА (например, Бусел-10, ВР-12 «Москит»), активное применение все же находят российские БПЛА Суперкам С350, С100 (в частности, они применялись для оценки огневого поражения РСЗО «Полонез» при стрельбах в Казахстане). Продолжается закупка Суперкам С350 и в текущем году (два комплекса за 1,4 млн рублей). Конечно, различные беспилотники имеют свое целевое назначение, но эффективную замену данным российским БПЛА, судя по всему, наши производители сделать не смогли.
На выставках и в репортажах демонстрируются беларусские БПЛА с возможностью поражения («камикадзе», «барражирующая труба», со сбросом ручных гранат и т.п.). Но, в отличие от разведывательных БПЛА, на вооружение в ВС Беларуси они не поступают. Этому есть вполне объективные причины. Такого рода БПЛА – это хорошее оружие для террористических организаций или для сил специальных операций (ведущих схожие действия), но они в масштабном применении нерациональны для обычных войск. К примеру, в механизированном батальоне — основной тактической единице ВС Беларуси – есть минометная батарея и может быть придан артиллерийский дивизион. Вскрыв важную цель противника более целесообразно нанести артиллерийский удар, нежели применять подверженный воздействию противника и погоды БПЛА с одной-двумя гранатами. Конечно, могут быть некие специфические задачи, например, при боях в городах, но все же целесообразность внедрения таких «ударных» БПЛА в войска сомнительна, поскольку постановка на вооружение сопряжена с необходимостью развития логистики, подготовкой специалистов, экономкой и т.д., а не просто связана с решение прямой военной задачи (значимость которой невелика).
Другое дело – постановка на вооружение действительно ударных оперативных и стратегических БПЛА, аналогичных, например, MQ-9 Reaper (США), Bayraktar TB2, ANKA (Турция), Wing Loong 2 (Китай) и т.п. Как показал опыт боевых действий в Сирии (применение турецких БПЛА) и Ливии (турецких, китайских) такие БПЛА эффективное средство (особенно в сочетании с РЭБ и ПВО) сдерживания и уничтожения ограниченных сил, средств и объектов противника. На данный момент аналогичных беспилотников у нас нет (разве что «Буревесник» пытаются вывести под похожий ударный). Проблема в создании таких БПЛА не только в конструкции, но и двигателе. Здесь бы весьма пригодилось сотрудничество с китайскими и украинскими компаниями (как то делают, например, турки при разработке перспективного БПЛА Akinci с двигателем запорожского завода «Прогресс»).
Белорусские БПЛА и их технологии хорошо продаются за рубеж, в том числе и благодаря хорошим целевым нагрузкам, в частности, РЭБ. Но наши «ударные» БПЛА если и покупают, то из-за мейнстрима те, кто может себе позволить «дорогие игрушки», невзирая на малую востребованность в войсках.
P.S. кстати, появился телеграм-канал Госкомвоенпрома.