Найти в Дзене
БИБЛиЯ

Вифлеемская звезда: от Бога или от Дьявола?

Многих из нас до сих пор волнует трогательное воспоминание: на улице зима со снегом и морозом, а в уютной, тёплой, светлой комнате царит ярко наряженная рождественская (она же новогодняя) ёлка с увенчивающей её макушку, словно короной, звездой. Образ красавицы-ели проносится затем через всю нашу непростую жизнь, как нечто чистое и светлое, связанное с домом, материнской любовью, праздниками и школьными каникулами. Однако если поинтересоваться историей этой "рождественской" звезды, какую роль она сыграла в жизни одной еврейской семьи и к какой трагедии для одного еврейского города привело её неожиданное появление в небе более 2000 лет назад, то детский, благодушный образ меркнет и его чистота уже не представляется такой уж очевидной. Прочитать о Вифлеемской, так её часто называют, звезде может каждый. Книга, где о ней рассказывается есть, пожалуй, в любом христианском доме, а чтение о событиях, с ней связанных, занимает всего несколько минут. Находится история Вифлеемской звезды во второй главе Евангелия от Матфея эта книга обычно открывает Новый Завет Библии. Давайте поинтересуемся, о чём там рассказывается. Вы можете следить за всеми коллизиями этой истории по своим Библиям.

Звезда и волхвы.
Звезда и волхвы.

Внезапное появление загадочной звезды в небе над Иерусалимом связано с рождением Иисуса в еврейском городке Вифлееме (Матфея [название библейской книги] 1 [номер главы этой книги] : 25 [номер стиха этой главы]), который и дал ей название. Но если рождение Сына Бога было предсказано в Ветхом Завете (Исаия 7:14), то о появлении новой звезды такого не скажешь. О ней возвестили пришедшие в Иерусалим с востока волхвы, которых она туда и привела. "Где родившийся Царь Иудейский? [спросили они], Ибо мы видели звезду его на востоке и пришли поклониться Ему" (Матфея 2:24).

"Царём Иудейским" в Израиле принято было называть Мессию (Машиах, Помазанник, Христос), приход которого в исполнение ветхозаветных пророчеств ожидали иудеи. Но кто такие были волхвы? Почему именно им, жившим далеко на востоке, а не иудейским священникам и книжникам, было дано знание о рождении Сына Бога, и кем оно было дано? Ведь понятно, что звезда действовала не сама по себе; она являлась знаком, знамением, данным волхвам кем-то могущественным, пытающимся руководить событиями.

На Руси, а мы рассматриваем события, изложенные в русском переводе, "волхвами" называли знахарей и чародеев, умеющих колдовать. Так называемые "Отцы церкви", Юстин Мученик, Тертуллиан, Ориген, подобных чародеев называли "астрологами". В греческом оригинале Евангелия от Матфея они названы магой (маги). Геродот писал, что маги принадлежали к персидской касте жрецов и занимались астрологией, толкованием снов и колдовством. Во времена Геродота религией персов был зороастризм. Следовательно, маги, о которых он говорил, вероятно, являлись жрецами зороастризма. В эллинистическом мире, в пору его расцвета и родился Иисус, магом называли человека, обладавшего сверхъестественными знаниями и способностями заниматься колдовством.

Мог ли Бог послать таких людей возвестить Израилю о рождении своего Сына, Царя Иудейского и будущего Мессии? Здесь надо принимать во внимание то, как Бог относится к таким занятиям, как колдовство и гадание, и к тем людям, которые подобным занимаются. Вот что Бог говорит нам об этом через Библию.

"Не ворожите и не гадайте" (Левит 19:26).
"Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мёртвых. Ибо мерзок пред Господом всякий делающий это, и за сии мерзости Бог твой изгоняет их от лица Своего" (Второзаконие 18:10-12).

Конкретно и "наблюдателям небес и звездочётам и предвещателям по новолуниям" доставалось от Всевышнего (Исаия 47:13), так как все эти занятия были связаны с магией. Возможно ли, чтобы Бог поручил людям, которые для него мерзки и которых он изгоняет от лица своего, такое важное дело возвестить миру о рождении своего Сына? "Для Бога всё возможно", скажет впоследствии Иисус. Бог не всегда сразу открывает людям свои замыслы. Но эти замыслы, как правило, становятся явными по истечению некоторого времени, когда совершающиеся события нам их могут приоткрыть. Поэтому давайте проследим, что было дальше со звездой и волхвами. Может быть, тогда смысл происходившего станет для нас более понятным.

Итак, Вифлеемская звезда привела волхвов в Иерусалим, главный город Иудеи, где они попали прямёхонько к царю Ироду, который сразу увидел в родившемся "Царе Иудейском" своего конкурента и злейшего врага. Собрав иудейских первосвященников и книжников, он узнал у них, что Христос должен был родиться в Вифлееме, куда Ирод и отправил волхвов, лукаво их напутствовав: "... Пойдите, тщательно разведайте о Младенце, и когда найдёте, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему" (Матфея 2:8). Волхвы отправились в путь, "и звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец" (Матфея 2:9).

Ирод и волхвы.
Ирод и волхвы.

Войдя в дом и увидев Марию с маленьким Иисусом, они поклонились будущему Мессии и принесли ему дары. В истории искусства этот сюжет получил название "Поклонение волхвов". "Вот и стал ясен замысел Бога! воскликнет, возможно, кто-то, Через поклонение волхвов Сыну Бога продемонстрировать символическое подчинение язычества и идолопоклонства единственному истинному Богу, Отцу". Версия, конечно, интересная, да только фактического преклонения перед Господом вслед за этим не произошло: народы, предводительствуемые жрецами и колдунами, как верили в своих божков, так продолжали верить и дальше. Какой же тогда смысл в этом символизме? Или замысел Бога привести все народы к единому поклонению не удался? А, может быть, поклонение волхвов представляло собой пророческое действие, исполнение которого ожидалось не в ближайшем будущем? Давайте продолжим наше исследование, ведь история ещё не закончилась. Возможно, нам всё-таки станет что-то яснее.

-4

После такого поклонения волхвов начинается цепь тревожных, а порой даже трагических, событий. Сначала волхвы, "получивши во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путём отошли в страну свою" (Матфея 2:12). То есть коварный Ирод так и не дождался своих лазутчиков, чтобы узнать точное местонахождение Марии и Иисуса. Можно с уверенностью утверждать, что откровение, полученное волхвами было от Бога, Небесного Отца Иисуса, вступившегося за своего Сына. О том, указывала ли волхвам дорогу домой звезда или они обошлись без неё, ничего не говорится. Судя по всему, она, приведя их к Иисусу и сделав тем самым порученное ей дело, просто исчезла.

Вслед за этим ангел Бога является во сне Иосифу, названному отцу Иисуса, и призывает того срочно собирать семейство и бежать в Египет, "ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его" (Матфея 2:13). Иосиф с Марией и Иисусом сделали это незамедлительно. Вывод, что полученное ими предупреждение было от Бога, очевиден, так как находит своё подтверждение в тексте первоисточника. Разгневанный же Ирод "послал избивать всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов" (Матфея 2: 16). Произошло то знаменитое кровавое событие, которому история дала название "избиение младенцев" и которое до сих пор отражается в нашей жизни через произведения искусства и поговорки. Картина представляется страшной.

"Тогда сбылось, речённое чрез пророка Иеремию, который говорит: "Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль [символическая еврейская мать] плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет" (Матфея 2:17,18).
Лодовико Маццолино. Избиение младенцев.
Лодовико Маццолино. Избиение младенцев.

Итак, пора подводить итоги нашего исследования библейской истории о Вифлеемской звезде и не только, даже не столько, о ней. Мы узнали, что Бог, мягко говоря, не одобряет колдовство и гадание, чем занимались восточные волхвы (маги, астрологи). Тем не менее, эти волхвы, руководимые непонятно откуда взявшейся и видимой, судя по всему, только им одним, звездой (Ироду пришлось выведывать сведения о ней), приходят сначала в Иерусалим к царю Ироду, на которого известие о родившемся Царе Иудейском действует, словно красная тряпка на быка. Затем, посланные Иродом, под предводительством всё той же звезды, волхвы находят дом в Вифлееме, где находилось "святое семейство" Иосиф и его жена Мария с сыном. И если бы не вмешались ангелы Бога и волхвы всё-таки возвратились в Иерусалим к Ироду с донесением о месте нахождения Иисуса, то жизни последнего угрожала бы величайшая опасность. Свидетельством тому является тот геноцид, который устроил в Вифлееме Ирод по отношению к младенцам и от которого будущий Царь был спасён благодаря заступничеству своего Небесного Отца.

У меня две версии происшедшего, в том числе появления Вифлеемской звезды. Первая. Это Бог послал звезду перед волхвами для того, чтобы они добрались до Иерусалима и возвестили евреям о рождении будущего Небесного Царя. Затем звезда привела их в Вифлеем, где через символическое поклонение Иисусу произошло символическое приобщение языческих религий истинному поклонению. Когда же жизни его Сына стала угрожать непосредственная опасность, Бог отправил волхвов домой, а семейство Иосифа в Египет.

Вторая версия следующая. Противник Бога, злая духовная личность, известная под двойной кличкой Сатана Дьявол, захотела уничтожить Иисуса Христа, Сына Бога, пока тот был ещё младенцем. Чтобы свершить это злое дело, Дьявол и послал звезду в помощь своим, вольным или невольным, служителям волхвам. Ведь именно Дьявол пользуется "чудесами ложными" (2 Фессалоникийцам 2:9). И только благодаря вмешательству Бога Иисус и его земные родители избежали страшных неприятностей. Ну а что же с поклонением язычества истинному Богу? Вполне возможно, Бог в этой схватке с Дьяволом использовал замысел Сатаны для своего прославления и прославления своего Сына. В пользу последней версии говорит то, что уже в первую ночь после рождения Иисуса ангел Бога возвестил об этом простых пастухов (Луки 2:8-14), которые затем совершили собственное поклонение Иисусу. (Луки 2:15-20). Таким образом, Бог возвестил людям о рождении Сына при помощи своих ангелов, а не звезды и волхвов. Таков был его первоначальный замысел, немного изменённый впоследствии из-за козней Дьявола. Кстати, по моим подсчётам, сюжеты "Ангел Бога и пастухи" и "Пастухи и Младенец" являются четвёртым и пятым сюжетами живописи, заимствованными по мотивам исследованного нами библейского события. Ещё три это "Волхвы и Ирод", "Поклонение волхвов" и "Избиение младенцев". Впрочем, вполне вероятно, кто-то насчитает больше.

Ангел Бога и пастухи
Ангел Бога и пастухи

Такие две версии родились у меня после подробного изучения событий, ставших явью едва ли не для каждого жителя земли, который устанавливает рождественскую ёлку, украшенную звездой, часто называемой Вифлеемской. Возникает только вопрос: а кого люди этим прославляют и кому воздают честь?

Корреджо. Поклонение пастухов.
Корреджо. Поклонение пастухов.

Спасибо, друзья, что были с нами! Вы видите, что мы очень стараемся подробно и объективно анализировать события библейской истории, а также то, как эти события, точнее, уроки, извлекаемые из них, влияют на современную жизнь человечества. Подписывайтесь на наш канал, обсуждайте, спорьте, выдвигайте собственные версии, предлагайте новые темы. Короче, становитесь нашими друзьями и помощниками. До скорых встреч!