Найти тему
Слово у Бога

Кто такой «бог века сего»? И как он может кого-то ослеплять?

" Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого" (2 Кор. 4,4)

Прежде всего стоит отметить, что оборот речи Апостола Павла весьма необычен и сложен. Об этом упоминает в своем втором послании Апостол Петр, говоря, что есть во всех посланиях Павла нечто неудобовразумительное, так, что не наученные правильному пониманию Писания и не утвержденные в истине, извращают их смысл, как и все прочее Писание к своей погибели (2 Пет. 3,16) Священномученик Ириней Лионский отмечает, что в обычае Павла, относительно его посланий, нередко применяется перестановка слов. И чтобы правильно понимать смысл сказанного им, необходимо учитывать эту особенность.

Так, в синодальном переводе второго послания к Коринфянам ясно сказано: "...для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы..." будто бы иной есть бог века сего, и иной Бог, Который выше всякого господства, начальства и власти. Будто богом века сего Апостол назвал дьявола, который ослепил умы неверующих, но не такой смысл положен Павлом в этих строках.

Чтобы правильно понять этот самый смысл, необходимо обратиться к другому его посланию, в котором Павел именует Богом мира единого Бога Владыку и Творца всего. В послании к Евреям Апостол говорит, что Бог мира воскресивший Иисуса Христа усовершенствует верующих во всяком добром деле, чтобы они исполняли волю Его через Его Сына (Евр. 13,20-21) Таким образом, Бог мира в этом веке совершенствует верующих, открывая им Свою волю, а неверующим Он ослепляет умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования Божьего. Делает же Бог все это с неверующими в этом веке по Своей безграничной милости, чтобы неверующие не получили бы много, и не знали волю Господа своего, и чтобы биты они были меньше, ведь кому много дано, с того много спросится (Лк. 12,48)

Итак, Христос ослепил умы неверующих в этом веке, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы" (Ин. 9,39) Как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня (Рим. 11,8; Втор. 29,4) Об этом говорит и пророк Божий Исаия: "ибо навел на вас Господь дух усыпления и сомкнул глаза ваши, пророки, и закрыл ваши головы, прозорливцы" (Ис. 29,10)

Если сообразно с обычаем Павла, нередко употребляющего в своих посланиях перестановку слов, в этом месте: "для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы" отделить "у которых Бог" и, несколько остановившись потом, прочесть все остальное вместе как одно целое, то получится посредством некоторой расстановки следующее: "у которых Бог, для неверующих века сего ослепил умы". Таким образом, Павел говорит не о Боге века сего, как будто признавая выше его ещё другого Бога, не о дьяволе, а о едином Боге Творце и о неверующих в этом веке людях, ведь в будущем веке для верующих осуществится ожидаемое, на которое они уповали, а для неверующих осуществится то, во что они не верили, поэтому неверующие имеют место только в этом веке - "неверующие века сего".

Если же полностью прочесть третью и четвертую главы второго послания к Коринфянам, то откроется еще более глубокий смысл. В нем, Павел говорит о плотском и духовном, о служении букве и духа, служении осуждения и оправдания, Завета Ветхого и Нового. Называя первое приходящим, которое имеет конец, второе же пребывающим и вечным. Ибо умы не уверовавших во Христа ослеплены Его не мерцающим светом, и покрывало лежит на их сердечных очах, подобно как покрывало лежало на сияющем лучами лице Моисея. Верующие же во Христа с открытым лицом как в зеркале видят славу Господа преображаясь в Его образ.

-2

Итак, два завета и два служения Богу, человека плотского внешнего и человека духовного внутреннего, видимого и невидимого. Так, отвергнув прежде всю внутреннюю нечистоту своих помышлений и срама, не прибегая к лукавству и лести, дабы украсить истину своей собственной мудростью, и не искажая тем самым Слова Божьего, христиане представляют к совести всякого человека истину, явленную прежде всего в самих себе и своих сердцах.

Люди же неверующие, живущие внешним своим человеком ослеплены светом Божественных откровений, понимая все буквально по плоти, для таковых все бывает в притчах. Но Бог повелел из тьмы человеческой плоти воссиять свету через Господа нашего, озарив сердца уверовавших, дабы просветить их разум познанием славы Божьей в лице Иисуса Христа. И сокровище это верующие имеют в своих глиняных сосудах, ибо вся преизбыточная сила исходит от Бога, а не от человеческой плоти.

Будучи еще живыми, ради Господа Иисуса, они всегда носят в своем теле Его мертвость, чтобы когда умрут, явилась жизнь Иисусова в их мертвенной плоти и в истлевшем теле. Подобным образом и смерть действует в них, а жизнь в тех, кому они проповедуют. Потому что они имея дух веры, говорят то, во что верят, будучи удостоверены, что воскресивший Господа Иисуса, и их с Иисусом воскресит, и поставит перед Собой с теми, кому они проповедуют. Все это ради них, чтобы умножившаяся благодать избыточно умножила и благодарение во славу Божью.

И если внешний наш человек тлеет, то внутренний наш человек обновляется во все дни. Ибо малая и временная сегодня скорбь наша, приумножаясь к совершенству, производит нам вечную славу в переизбытке. Когда мы прежде всего смотрим не на видимые скорби, но взираем на невидимую славу, ибо видимое временно, а невидимое вечно.

Таким образом, в нас есть человек внешний и внутренний, плотской и духовный, плоть и дух. Служение человека внешнего есть служение букве, служение человека внутреннего есть служение Духу. Кто живет человеком внешним, плотским, у того внутренний человек как бы мертв, а кто живет человеком внутренним, по духу, у того человек внешний умерщвлен для мира еще при жизни. Нам решать, какого человека избрать для жизни. В тех же, которые избрали остаться плотскими от рождения, живя своим внешним человеком, Бог ослепил умы этого самого внешнего человека, чтобы им не воссиял свет благовествования Божьего. Это образное покрывало на глазах их есть плоть их, покрывающая сердечные их очи.

"И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи" (Мк. 4,11-12)