Найти тему
Антон Еликов

Зачем владельцу продукта откладывать удовольствия на потом?

Оглавление

Любите ли вы аналогии и метафоры так, как люблю их я? У меня лично захватывает дух от того, что я нахожу пересечения между разными областями знания, между разными жизненными аспектами. Это для меня своего рода сигнал: ты наткнулся на что-то важное. Ведь если один и тот же паттерн проявляется в абсолютно разных аспектах жизни, то это говорит о том, что этот самый паттерн является системным или системообразующим. Это похоже на то, что ты смотришь на часы и видишь не только бегущие стрелки, но одновременно понимаешь, какие шестеренки и как передают крутящий момент от двигателя или пружины на стрелки.

Представили? Вот так работает мое мышление. И сегодня я хочу поделиться с вами небольшим инсайтом, который догнал меня на выходных. Я размышлял о своем предыдущем опыте. О том, как научился откладывать удовольствия на потом. Это началось в 2018 году. В июне, кажется. Тогда я весил 115 кг. Первый шаг, который я делал на пути в “МИНУС СОРОК КГ”, был в том, что я перестал есть плюшки и сладкое в течение дня. Позволял себе ништяки только утром за завтраком. Постепенно это привело к незначительному снижению веса.

Удовольствия и успешность

Через месяц или два я узнал, как устроен механизм получения удовольствия от поедания сладкого. И про то, как можно усилить эффект за счет того, что съесть мороженое или тортик не сразу, а отложить на завтра. Дело в том, что, во-первых, предвкушение сладенького уже стимулирует выработку гормонов радости. Во-вторых, способность отложить даже такое маленькое удовольствие приводит к целой череде системных последствий, которые постепенно могут изменить жизнь.

Надо отметить, что позже я узнал про исследование, которое проводили на детях. Это был Зефирный эксперимент в Стэнфорде. По данным этого исследования, дети, которые были способны немного отложить удовольствие, в жизни добивались преимущественно лучших результатов.

-2

Про мозг

Еще через время на моем пути встретилась книга Жадсона Брюера про “Зависимый мозг”. Сладенькое наравне с сигаретами, алкоголем, наркотиками и вот этим вот всем, является источником зависимости. Очень древней. Когда не было изобилия пищи, механизм, который заставлял нас искать пищу, обеспечивал наше выживание. Но сегодня проблем с пищей нет. А механизм продолжает работать. Как часы.

Так вот, Жадсон Брюер проводил исследование на базе данных, полученных в результате изучения активности мозга на фМРТ. Он выявил прямую взаимосвязь между зависимостями и активностью в поясной извилине головного мозга (часть лимбической системы или “мозга животного”). А способность к снижению активности в этой части мозга он напрямую связал со способностью отказаться от вредной привычки.

С точки зрения работы мозга все очень просто. Поясная извилина жутко прожорлива до энергии и может “перетянуть одеяло” на себя, не давая нормально функционировать неокортексу (логический мозг). То есть решения, принятые во время активности поясной извилины больше относятся не к разуму, а к нашим древним поведенческим паттернам. Если же человек учится снижать активность в поясной извилине, то он высвобождает больше ресурсов для работы неокортекса и решения содержат в себе больше логики.

Жадсон Брюер предложил великолепную методику для снижения активности в поясной извилине для зависимых людей. Простая медитация с фокусировкой на дыхании приводит к существенному снижению активности в поясной извилине и человек спокойнее переживает отказ от вредной привычки. Человек управляет ситуацией, а не привычка управляет человеком. Медитация очень круто тренирует “серотониновую мышцу”. То есть способность получать спокойное удовольствие. Сладенькое и прочие ништяки, приводящие к зависимостям больше влияют на моментальный всплеск дофамина. Серотонин это скорее дизель, а дофамин - форсированный бензиновый движок.

Отложенное на завтра удовольствие работает примерно также. В момент, когда я откладываю удовольствие на завтра, я также тренирую серотониновую мышцу. Ну и плюс получаю ништяки утром)

В чем связь между откладыванием удовольствий и созданием успешных продуктов?

Как же это связано с созданием и развитием продуктов? На самом деле никак. То есть прямая взаимосвязь в заголовке - это специальное искажение, чтобы привлечь внимание.

Причина в том, что для успешного создания и развития продуктов не будет достаточно лишь научиться откладывать удовольствие на потом. Нужно будет развить еще массу навыков, получить разностороннюю экспертизу, набить шишек. Но без наличия способности откладывать на потом, без развитой серотониновой мышцы успешный продукт построить точно будет очень сложно. И причина здесь в том, что при развитии продукта очень часто приходится сталкиваться с ситуациями выбора между сиюминутной выгодой и долгосрочными результатами. Очень часто для стратегического успеха нужно сегодня отказаться от токсичной выручки. Ради целевого клиентского сегмента, который будет готов купить ценность продукта, нужно отказаться от тех крикливых клиентов, которые хотят “еще вот эту фичу! Нам это очень надо!”. Первые купят дороже и останутся с тобой дольше. Вторые - уйдут при первой возможности, когда сосед сделает то же самое, но чуть дешевле.

Фактически, откладывание сладенького на потом и тренировка серотониновой мышцы, тренируют способность сказать боссу, клиенту, коллегам: “нет, мы этого делать не будем”. Даже в тех ситуациях, когда перед носом трясут вкусной зефиркой.

PS прошу не путать с отказом от доработок по причине лени, высокой загруженности и вот этого всего. Мотив для “нет, мы этого делать не будем” должен быть связан с тем, что мы делать будем и почему не свернем с этого пути.

PPS А в качестве финала старая продуктовая притча про создателя шахмат. Обязательно прочитайте ее! Очень часто встречаются в жизни люди, которые говорят: “нафиг делать эту непонятную и незначительную хрень? Давайте лучше сделаем вот это ради выручки сегодня!” Просто они не умеют откладывать на потом и считать все рисинки на шахматной доске.

-3
Шахматная игра была придумана в Индии, и когда индийский царь Шерам познакомился с нею, он был восхищен ее остроумием и разнообразием возможных в ней положений. Узнав, что игра изобретена одним из его подданных, царь приказал его позвать, чтобы лично наградить за удачную выдумку.
Изобретатель — его звали Сета — явился к трону повелителя. Это был скромно одетый ученый, получавший средства к жизни от своих учеников.
— Я желаю достойно вознаградить тебя, Сета, за прекрасную игру, которую ты придумал,— сказал царь.
Мудрец поклонился.
— Я достаточно богат, чтобы исполнить самое смелое твое пожелание,— продолжал царь.— Назови награду, которая тебя удовлетворит, и ты получишь ее.
Сета молчал.
— Не робей,— ободрил его царь.— Выскажи свое желание. Я не пожалею ничего, чтобы исполнить его!
— Велика доброта твоя, повелитель. Но дай срок обдумать ответ. Завтра, по зрелом размышлении, я сообщу тебе мою просьбу.
Когда на другой день Сета снова явился к ступеням трона, он удивил царя беспримерной скромностью своей просьбы.
— Повелитель,— сказал Сета,— прикажи выдать мне за первую клетку шахматной доски одно пшеничное зерно.
— Простое пшеничное зерно? — изумился царь.
— Да, повелитель. За вторую клетку прикажи выдать два зерна, за третью — четыре, за четвертую — 8, за пятую— 16, за шестую — 32…
— Довольно! — с раздражением прервал его царь.— Ты получишь свои зерна за все 64 клетки доски, согласно твоему желанию: за каждую вдвое больше против предыдущей. Но знай, что просьба твоя недостойна моей щедрости. Прося такую ничтожную награду, ты непочтительно пренебрегаешь моей милостью. Поистине, как учитель, ты мог бы показать лучший пример уважения к доброте своего государя. Ступай! Слуги мои вынесут тебе мешок с пшеницей.
Сета улыбнулся, покинул залу и стал дожидаться у ворот дворца.
За обедом царь вспомнил об изобретателе шахмат и послал узнать, унес ли уже безрассудный Сета свою жалкую награду.
— Повелитель,— был ответ,— приказание твое, исполняется. Придворные математики исчисляют число следуемых зерен.
Царь нахмурился — он не привык, чтобы повеления его исполнялись так медлительно.
Вечером, отходя ко сну, царь Шерам еще раз осведомился, давно ли Сета со своим мешком пшеницы покинул ограду дворца.
— Повелитель,— ответили ему,— математики твои трудятся без устали и надеются еще до рассвета закончить подсчет.
— Почему медлят с этим делом?! — гневно воскликнул царь.— Завтра, прежде чем я проснусь, всё до последнего зерна должно быть выдано Сете. Я дважды не приказываю!
Утром царю доложили, что старшина придворных математиков просит выслушать важное донесение. Царь приказал ввести его.
— Прежде чем скажешь о твоем деле,— объявил Шерам.— я желаю услышать, выдана ли наконец Сете та ничтожная награда, которую он себе назначил.
— Ради этого я и осмелился явиться перед тобой в столь ранний' час,— ответил старик.— Мы добросовестно исчислили все количество зерен, которое желает получить Сета. Число это так велико…
— Как бы велико оно ни было,— надменно перебил царь,— житницы мои не оскудеют! Награда обещана и должна быть выдана…
— Не в твоей власти, повелитель, исполнять подобные желания. Во всех амбарах твоих нет такого числа зерен, какое потребовал Сета. Нет его и в житницах целого царства. Не найдется такого числа зерен и на всем пространстве Земли. И если желаешь непременно выдать обещанную награду, то прикажи превратить земные царства в пахотные поля, прикажи осушить моря и океаны, прикажи растопить льды и снега, покрывающие далекие северные пустыри. Пусть все пространство их сплошь будет засеяно пшеницей. И все то, что родится на этих полях, прикажи отдать Сете. Тогда он получит свою награду.
С изумлением внимал царь словам старца.
— Назови же мне это чудовищное число,—сказал он в раздумье.
— Восемнадцать квинтилионов четыреста сорок шесть квадрильонов семьсот сорок четыре триллиона семьдесят три миллиарда семьсот девять миллионов пятьсот пятьдесят одна тысяча шестьсот пятнадцать, о повелитель. (18 446 744 073 709 551 615 зерен или около 740 млрд. Тонн пшеницы). Плановый урожай сезона 2019-2020 во всем мире - 770 млн. тонн.