Еще до встречи с Раджатом владельцы мотомастерских предупреждали меня, что Лахул это ночной кошмар мотоциклиста.
Лахул носит такой оттенок неспроста:
— Бездорожье простирается на сотню километров. Это не просто отсутствие асфальта, а метровые валуны;
— Это ручьи вдоль дороги. А в конце пути в виде принудительного бонуса нужно вытолкать мотоцикл застрявший в камнях, стоя в ледяных потоках водопада;
— Рассчитывать на помощь не имеет смысла, поскольку долина Лахул это "Плотность населения района 2 человека на км²".
Я проснулся рано утром. Раджат как всегда был занят сборами. Монахи предупредили его, что если мы хотим приехать в ближайший (после Лахула) поселок до темноты, то нам нужно выехать как можно раньше. Раджат взял на себя смелость вести мотоцикл весь день. Я был не против. Объективно, опыта в вождении у него гораздо больше, чем у меня.
Мы выехали в семь утра, предварительно перекусив любимыми блюдами индийской кухни в первом открытом кафе. Я полностью заполнил термос чаем с медом, имбирем и лимоном. В сумке лежала палка сырокопченой колбасы. Раджат взял с собой лепешки с чесноком и сыром.
Каким бы ни было сильным чувство тревоги, это не мешало нам делать остановки по пути и наслаждаться красотой природы. Свинцовые облака, поглотившие небо, придали горам более суровый вид. Вдоль дороги попадалась скудная растительность в виде жесткой травы и кустов. Река Спити сопровождала нас бурными потоками до самого начала испытания.
Перед выездом из Комика я отправил маме открытку из самой высокогорной почты мира.
На блокпосте перед долиной Лахул нас предупредили, что сейчас ледники таят и на дорогах много воды. Раджат посмотрел на меня и сказал, что в следующий раз обязательно возьмет резиновые сапоги в дорогу. Пограничник записал номера наших паспортов и номер мотоцикла в свою потрепанную книжку и пожелал удачи.
Первым испытанием был спуск с перевала Кунзум. Как нам и говорили, что вода будет повсюду. Ботинки Раджата были полностью сырыми. Настоящей удачей была дхаба сразу после спуска. Я пополнил запасы чая, а Раджат поставил ботинки рядом с буржуйкой.
Очевидно, что это не помогло, но попробовать стоило.
Вторым испытанием было бездорожье. Мне казалось, что монахи преувеличивают с размером валунов, иначе как из Лахула доезжают машины до Спити? Оказывается, каким то чудом они доезжают.
Каждые несколько минут мне приходилось спешиваться с мотоцикла. Заднее колесо застревало в грязи и мелких камнях. Время от времени приходилось двигать камни, чтобы хоть как-то расчистить дорогу мотоциклу. Я был весь в грязи и с сырой задницей. Иногда мне не хватало сил подвинуть камень руками, поэтому приходилось ложиться на землю и "делать жим".
Мы видели машину, которая наехала на камень и в итоге не могла двинуться ни вперед, ни назад.
Сильнее всего страдала поясница. На тот момент я не знал, что лучше: идти пешком рядом с мотоциклом или быть пассажиром. Выбоины были повсюду и не всегда их можно было объехать. Я не знаю, как называется эта хрень сзади на сиденье мотоцикла, но об нее я отбил себе всю поясницу.
С перевала мы спустились около десяти утра, пол часа посушили обувь и поели. В одиннадцать часов дня выехали. К семи вечера мы преодолели второе испытание.
Я до сих пор думаю, что одной из причин, почему мы не увидели леопарда в этот день был радостный ор, который мы издавали, когда бездорожье закончилось. Мы были рады асфальту как дети подаркам от деда Мороза. Как студент, закрывший в последний момент все "хвосты". Мы оба думали, что самое сложное уже позади. Но третье испытание было настоящим сюрпризом.
Водопады. Водопады за каждым поворотом. Казалось бы, что может быть плохого в водопаде? Это ведь красиво. Да, не спорю, если наблюдать издалека и если тебе не приходиться ехать на мотоцикле по камням, которые скрыты под толщей ледяной воды. Сейчас сложно вспомнить, точное количество водопадов, но то, что на четвертом я выбился из сил помню отчетливо. Помню, что мои штаны насквозь промокли, а в сапогах по самую голень плескалась вода.
За целый день мы встретили: пять мотоциклов и одну застрявшую машину с тремя пассажирами. Все. В голове я рисовал мрачные картины, как наш мотоцикл глохнет в очередном водопаде и больше не заводиться. Как мотоцикл падает на бок и его смывает в пропасть. Как мы остаемся ночью в горах и замерзаем.
К счастью эта собака была лишь в моей голове и в реальности себя не проявила.
Я переживал за Раджата. Мы останавливались передохнуть и я видел, как из его единственных ботинок выливается вода. Он всегда говорил мне "don't worry, it's peace of cake" (в духе: не переживай, это фигня). Нужно было закончить начатое и доехать до деревни.
Смеркалось.
Хорошие новости нас ждали за следующим поворотом. Начался асфальт. Дорога стала прямой. Без ям. Без валунов. Без водопадов. Мы, наученные сегодняшним опытом, не стали расслабляться и договорились начать радоваться только тогда, когда найдем ночлег.
Перед Кейлонгом был пост, где у нас вновь переписали паспортные данные и номер мотоцикла. Ответ на вопрос Раджата про ночлег был самой позитивной нотой за весь день : "Через три километра будет большая деревня, дорога к ней хорошая."
Сырокопоченую колбасу мы так и не съели.