Первая встреча
Я познакомился с ним в 2003 году, поместив в Независимом альманахе «Лебедь» (www.lebed.com) свою первую публикацию «Свободу олигархам!», посвящённую уголовному делу олигарха №1 на тот момент, Михаила Ходорковского. За семь с половиной лет в этом альманахе мною были опубликованы 30 статей публицистики, научно-популярных и литературных, но если заглянуть на список авторов, то под моей фамилией можно найти только 24 работы, последняя из которых датируется 25 февраля 2007 г. Причина столь странного пробела, вряд ли, кроется в оплошности или недосмотре всегда аккуратного редактора. Может быть, тут всё кроется в слове «независимый». В самом деле, независимый от кого или от чего? Конечно, на этот вопрос можно ответить решительным «от всех и от всего». Но умный человек так не ответит. Логика жизни подсказывает, что альманах, который не зависит ни от читателей, ни от писателей должен сочиняться редактором для самого себя. Если альманах не зависит ни от чего, то ведь в понятие «всё» входят и такие существенные компоненты, как совесть, честность, доброта, сострадание, уважение, стремление к истине и многое другое, отсутствие чего отвратит большинство читателей от такого источника. Впрочем, чтобы лучше понять причину странного поведения основателя и редактора альманаха «Лебедь», лучше обратиться к истории вопроса.
Создатель и бессменный редактор альманаха с 1997 года – Лебедев Валерий Петрович – философ, журналист, блестящий публицист, диссидент, правда, не из особенно известных в этом качестве, но и не проходная фигура. Детали его биографии можно найти в Википедии. Более ярко представил этого человека по случаю десятилетия существования альманаха профессор, литературовед (ныне покойный) Валерий Сердюченко: «В мемуарах Валерия Лебедева перед нами разворачивается классическое Curiculum vitae российского интеллигента, последовательно изгнанного изо всех державных институций, чтобы состояться, наконец, в роли издателя эмигрантского “Колокола”. Аналогия не чрезмерна: на протяжении доброго десятка лет “Лебедь” предоставляет свои страницы новорусским Алеко... От биографических инкарнаций нашего мемуариста едет голова. Помилуйте, студиозус минского Политеха, руководитель (и солист!) тамошнего джаз-банда, аспирант, кандидат, вузовский препод, кинорежиссёр любительских фильмов, член жюри Всесоюзных фестивалей и конкурсов неигрового кино, эмигрант, участник самиздатовских баталий, супруг и отец, и, наконец, главред интернетовского издания, куда, знаем не по наслышыке, выстраиваются месячные очереди в чаянии публикации. …И всё-таки, и тем не менее, не будем менять своего рецензионного вопросительного знака на авторский восклицательный. Ибо “Лебедь” - космополитичное до мозга костей издание. Оно, если можно так выразиться, духовно гомункулообразно. Его авторы и персонажи – гонимое по миру перекати-поле, “граждане мира”, ничьи”, или, говоря словами Альбера Камю, “посторонние”. Ей-Богу, если бы Фёдор Михайлович был жив, он предал бы “Лебедь” и его редактора такой же анафеме, как Александра Герцена за его “Колокол”».
От себя добавлю: Лебедев – обладает потрясающей работоспособностью. За 23 года существования альманаха им лично написаны более тысячи статей. Но начинал он как философ и в 1970 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Второе начало термодинамики и принцип развития». Читал лекции во многих научных центрах и Домах учёных. Издал две книги по философской тематике – «Бесконечна ли Вселенная?» (1978) и «Научные принципы и современные мифы» (1981). В апреле 1984 года был исключён из КПСС (решение Мытищинского райкома КПСС об исключении было признано необоснованным и отменено в 1990). С 1984 по 1990 год подрабатывал написанием заказных докторских и кандидатских диссертаций для анонимных клиентов. С 1988 года преподавал на кафедре философии ГИТИСА. Был постоянным членом и участником дискуссионного клуба «Свободное слово» при Союзе кинематографистов. Темы – российская история, история науки, социология, экономика и политика. В конце 1992 года эмигрировал в США. Вёл цикл передач на радиостанциях: радио «Свобода» (1991-1992) и на ряде американских русскоязычных радиостанций.
Прокомментирую кратко сведения из Википедии. Начнём с вопроса об исключении из КПСС. В 1990 году Валерий Лебедев подал аппеляцию к XXVIII съезду КПСС, которая была рассмотрена 21 августа того же года контрольно-ревизионной комиссией Московской парторгинизацией КПСС, о чем Лебедеву была выдана справка от 5 сентября 1990 года. Справка сообщала, что исключение В.П. Лебедева в 1984 году за политическую незрелость, связанную с распространением идеологически вредной антисоветской литературы, признано необоснованным, но, учитывая, что т. Лебедев в настоящее время не изъявляет желания восстанавливаться в КПСС, партийных документов ему не оформлять.
Тут уже возникает ряд нюансов:
1. Член КПСС распространяет запрещённую литературу. Тем самым он нарушает Устав партии, в которой состоит, но выходить из членства организации, деятельность которой он не одобряет внутренне, он не собирается. По-человечески это понятно, поскольку он тут же лишается права преподавать и читать лекции по избранной ему профессии, но разве нет уже в этом моменте некого двуличия души?
2. Он аппелирует не к местной парторганизации, а к Съезду КПСС. При рассмотрении его дела контрольно-ревизионной комиссией он прямо заявляет, что не собирается восстанавливаться в партии, что отражено в выданной ему справке. Для чего же тогда подаётся аппеляция? Ответ прост – для этой самой справки, которую он потом будет показывать другим, когда его будут спрашивать: «Как же Вы могли состоять в этой чудовищной партии?». А я, мол, невинно пострадал, что признано самой партией. Но если ты не двуличен по природе, какое тебе дело до того, что думает о тебе эта самая антинародная партия, у которой руки «по макушку в крови»?
Ну, хорошо. С исключением всё понятно. Как же быть с написанием заказных диссертаций для анонимных лиц? И тут, по-человечески, можно понять. Человека «ни за что» исключают из партии, лишают возможности работать по профессии, а на что жить, кормить семью? Любопытно, что в лихих и бандитских 90-х судили бывшего интеллигента, который, подрабатывая таксистом, завозил клиентов в тёмный уголок, убивал их и грабил. Когда судья спросил подсудимого, зачем он это делал, тот ответил: «В институте месяцами задерживают и без того нищенскую зарплату, а на что жить и кормить семью?». Итак, Лебедев преступал закон, хотя и не так безобидно, как Деточкин. Простим ему это. Но вот что интересно. В 1988 году он уже преподавал философию в ГИТИСЕ, а подпольный бизнес не бросил. Это понятно: написание диссертаций для жуликов даёт намного больший доход, чем преподавание философии. Хотя для пламенного борца за справедливость это несколько странно. Двуличие продолжается.
Что касается эмиграции в США, тут тоже к нашему персонажу нет никаких претензий. Каждый человек имеет право любить то, что он хочет и жить, где он хочет. Наш вопрос чисто философский. Процитируем отрывок из третьей (и последней) нефилософской книги Валерия Лебедева «Пятое время года»:
«В 84-м могущественный член Политбюро и председатель Комитета партийного контроля вызвал к себе на Старую площадь преподавателя философии и истории Московского физико-технического института Валерия Лебедева. Преподаватель на лекциях показывал экономическую глупость и политический анахронизм коммунистического режима. Лебедев взял с собой диктофон и записал часовой разговор с Юрием Соломенцевым. Вот небольшой отрывок из него.
– Почему вы сообщали на лекциях сведения, выходящие за пределы учебного курса?
– Иначе меня не стали бы слушать!
– Вы солдат партии и боец идеологического фронта и потому должны пропагандировать текущие установки, а не интересоваться тем, что было раньше или будет потом.
– Но в этом случае невозможно быть философом!
– Вот вы им и не будете.
После этого разговора с философской кафедры Лебедева уволили».
Конечно, проверить, так ли это было в деталях или иначе, невозможно, но тут мы поверим безусловно. Вопрос в другом: Что мешало философу, которого плющили несправедливое государство и КГБ, оказавшись в мире «свободы и подлинной демократии», с новой энергией заниматься философией, писать книги. Ведь именно этим занялся также исключённый их партии и высланный диссидент Александр Зиновьев, написавший сорок книг в эмиграции. Бывшеиу написателю заказных диссертаций для мошенников было понятно, что на этом Западе за философские труды платят не так много, как за антироссийскую пропаганду.
На первой же пресс-конференции в Мюнхене, привлёкшей большое внимание прессы, Зиновьев заявил, что не чувствует себя «жертвой режима», а считает режим своей жертвой. Он дистанцировался от правозащитного и диссидентского движения. Проблема Валерия Лебедева не в том, что, при огромной работоспособности, его писательский талант и талант учёного был несопоставим с талантом Зиновьева – он привык работать за деньги, которые не пахнут. Другим существенным моментом между этими двумя лиссидентами было то, что Зиновьев был противником Ленинско-Сталинской и Хрущёвско-Брежневской моделей социализма, но в нём не было ненависти к России, поэтому он и вернулся в Россию, в то время как у Лебедева доминирует именно ненависть, причём не столько к Путину, сколько именно к России, которой он десятилетиями пророчит скорый распад и гибель, радосно потирая липкие ручонки.