Найти тему
Журнал «Компания»

Роскошь на волнах

Оглавление

Самые известные трансатлантические лайнеры в истории

В середине XIX века, когда авиации не было ещё и в помине, единственным способом пересечь Атлантику было морское путешествие, однако, если раньше участники этого бизнеса могли получать сверхприбыли предоставляя пассажирам минимум удобств, то теперь они столкнулись с падением спроса на свои услуги.

Чтобы выйти из такой ситуации и извлечь из неё выгоду, судоходным компаниям пришлось трансформировать транспортную отрасль в туристическую. Процесс занял без малого полторы сотни лет, но результаты оказались впечатляющими.

Судно компании Black Ball Line
Судно компании Black Ball Line

Считается, что пионером этого дела была американская компания Black Ball Line, на кораблях которой впервые озаботились о комфорте пассажиров во время путешествий из Нью-Йорка в Великобританию. Первые упоминания о подобных рейсах относятся к 1818 году. С этого момента начала отсчет новая история бизнеса пассажирских перевозок.

Вскоре на смену парусным судам пришли пароходы, палубы которых были больше, освещение было электрическим и имелись зачатки индустрии развлечений на борту.

В 1867 году писатель Марк Твен совершил путешествие из США в Европу и Палестину как раз на подобном судне, носившем название Quaker City. Свои впечатления он изложил в книге «Простаки за границей» из них, в частности, ясно, что пароход приводился в движение гребными колёсами, но внутренним убранством не уступал светскому салону.

Примерно на таком пароходе путешествовал Марк Твен
Примерно на таком пароходе путешествовал Марк Твен

Размеры кораблей продолжали увеличиваться и «золотые времена» трансатлантических путешествий пришлись на начало XX века.

Балом тогда правили всемирно известные White Star, Hapag-Lloyd (кстати, Hapag-Lloyd до сих пор пишет свою историю успеха в водном транспорте) и несколько других компаний. Их корабли постоянно конкурировали между собой в уровне предлагаемой роскоши, изысканности развлечений и скорости доставки.

Эти корабли были буквально национальной гордостью:

У Франции была «Нормандия»
У Франции была «Нормандия»
Итальянцы путешествовали на «Рексе»
Итальянцы путешествовали на «Рексе»
Немцы предпочитали «Бремен» и «Европу»
Немцы предпочитали «Бремен» и «Европу»
Британцы путешествовали на  «Куин Мэри» и «Куин Элизабет»
Британцы путешествовали на «Куин Мэри» и «Куин Элизабет»

Мощнейший флот был у Великобритании, имевшей в активе крупнейшие лайнеры в мире «Куин Элизабет» и «Куин Мэри». (Эксплуатация «Титаника», а равно и его близнеца «Британика», как известно, не задалась). Особой модой того времени было вести деловые переговоры и заключать сделки именно на борту трансатлантического лайнера, естественно, в максимально роскошной обстановке дабы подчеркнуть значимость происходящего.

К концу этого периода скорость путешествия уже перестала быть значимым фактором, на первый план вышел его величество Luxury. Две мировые войны основательно потрепали этот бизнес, а к 60-м годам, когда появились первые достаточно быстрые и безопасные трансатлантические коммерческие авиарейсы, казалось, большие пассажирские корабли своё отжили.

Получилось же наоборот: компании прекратили регулярные рейсы через Атлантику, а стали предлагать плавания по экзотическим местам в тёплых широтах.

«Куин Мэри 2» продолжила историю успеха своей предшественницы, но уже в качестве круизного лайнера
«Куин Мэри 2» продолжила историю успеха своей предшественницы, но уже в качестве круизного лайнера

Сначала богачей катали по Карибским островам, со временем географию путешествий расширили, и, на данный момент, можно купить билет на круиз хоть в Антарктиду. Сами корабли превратились в подобие развлекательных городских кварталов — огромные многопалубные центры развлечений, включающие в себя буквально весь спектр способов недурно провести время: от бассейнов и водяных горок до казино, собственной прогулочной авиации и прочих высокотехнологичных забав.

Лайнеры превратились в плавучие дворцы (судно класса Oasis)
Лайнеры превратились в плавучие дворцы (судно класса Oasis)

Количество этих дворцов развлечений неуклонно растёт: если в 80-х годах на воду было спущено 40 таких кораблей, то за период 2000-2009 гг. уже 93. Флагманами круизного флота на данный момент можно считать суда класса Oasis, принадлежащие Royal Caribbean International, вместимостью более 6000 пассажиров.

-9